Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Старый разговор с родителями. Максим Трудолюбов* — о заколдованном и расколдованном мире

Кадр из фильма «Акварель» (2018, реж. Виктор Косаковский)

Иное кино

Что потом? Каждый живущий не однажды задается этим вопросом. И отвечает на него в зависимости от того, во что верит — в науку или в религию. В своей еженедельной колонке Максим Трудолюбов* вспоминает о своих спорах с родителями — и снимает старые оппозиции.

— А что потом?

— Знать это невозможно. Нужно верить, что после смерти все как-то продолжится. Или ты должен верить, что все закончится и наступит великое забвение.

— Но ты ведь не веришь, что все просто заканчивается, да? — спрашиваю я.

— Я не могу себе представить, что все просто обрывается, — отвечает отец.

Зибилле Андерль в эссе для Die Zeit делится разговорами со своим отцом. Я читаю рассеянно, не собираясь дочитывать и обо всем этом думать, но все-таки застреваю в тексте, осознав, что поколения совпадают. Она примерно моя ровесница, ее отец — ровесник моих родителей. Он профессор на пенсии, художник, выросший в послевоенной Германии, заставший в детстве традиционную религиозность. Она астрофизик, философ и популяризатор науки. Он серьезно болен, периодически говорит о религии и смерти. Она часто навещает его и хочет поддержать. Но для нее, с ее научным опытом, вера — это вызов, пришедший из прошлого. Да, пожилой человек может по привычке верить. Она задает ему и себе вопрос: «Разумно ли верить в Бога?»

Похожие разговоры были и у меня с родителями, поэтому я стал читать дальше. У нас все было похоже, и болезнь в семье была — у нас болела мама. Я тоже приезжал их поддержать, и мы тоже иногда говорили о «последних вещах». Даже аргументы и фразы могли быть похожими («ну должна же быть какая-то логика!»).

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.