Дата
Автор
Komi Daily
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Простукивая стенки камеры»: итоги выборов в Коми

С 12 по 14 сентября в Коми прошли выборы главы, депутатов Госсовета VIII созыва и в органы местного самоуправления. Комментарии экспертов – в материале Komi Daily.

Выборы в Коми прошли без особых сюрпризов. Главой региона предсказуемо стал Ростислав Гольдштейн, с ноября прошлого года временно исполняющий обязанности губернатора. В этом своём «успехе» кандидат от «Единой России» не одинок. Как сообщает «Коммерсантъ», по итогам губернаторских кампаний победили все 20 действующих руководителей и врио, выдвинутых партией власти.

Со своими 69,83% голосов Гольдштейн оказался далеко впереди остальных кандидатов-ноунеймов: Александра Касьяненко от «Коммунистов России» (8,67%), Сергея Каргинова от ЛДПР (5,41%) и Степана Соловьёва от «Зелёной альтернативы» (2,30%). Снятый с выборов депутат Госдумы от КПРФ Олег Михайлов, который якобы не смог пройти муниципальный фильтр, за несколько дней до голосования призвал поддержать «единственного местного кандидата» Татьяну Саладину. Тактика не увенчалась успехом: выдвиженка от «Справедливой России – За правду» набрала 11,12%.

«Оппозиция раздроблена и деморализована»

Предсказать победу Гольдштейна было нетрудно. Уже в первый день голосования, 12 сентября, в соцсетях разошлись фотографии свежеотпечатанных плакатов, где кандидат от «ЕдРа» именовался Главой Республики, без всяких обиняков и приставок.

На этом фоне основной интерес вызывали результаты парламентских выборов. Кампания по партийным спискам в Коми обещала стать одной из самых конкурентных в России. Региональное отделение КПРФ под руководством всё того же Михайлова поставило себе амбициозную задачу собрать не меньше десяти мандатов в Госсовете Республики. Это дало бы коммунистам возможность выносить на голосование вотум недоверия Главе Коми.

Официальные результаты оказались не столь вдохновляющими: два мандата КПРФ против десяти у «Единой России» по пропорциональной системе. По одному мандату досталось ЛДПР, «Справедливой России» и «Новым людям». При этом едросы заняли все 15 парламентских мест по одномандатным округам.

Политолог Александр Кынев, комментируя общероссийские итоги выборов, объясняет«популярность» «Единой России» деморализацией протестного электората и «неспособностью оппозиции вести открытую публичную дискуссию»: « … партия власти мобилизует своих сторонников, как и раньше, то есть это административно зависимые плюс конформисты, при этом критики в её адрес никакой нет, просто нет субъекта, который бы произносил эту критику, а оппозиция раздроблена и деморализована. В таких условиях, когда одни мобилизуются, а другие демобилизуются, естественно, результат ЕР везде практически растёт».

Кынев также пишет о разочаровании протестных избирателей в КПРФ, связывая его с поддержкой коммунистами так называемой «СВО». Напомним, однако, что депутат Госсовета Коми от компартии Виктор Воробьёв, объявленный иноагентом, был одним из немногих «системных» политиков, открыто высказавшихся против войны в Украине.

Впрочем, подводя итоги республиканских выборов, Олег Михайлов заявил, что в абсолютных цифрах коммунисты получили на 5200 голосов больше, чем в 2020 году: лучший показатель партии среди 11 регионов, где в эти дни голосовали за депутатов парламента.

Что такое ДЭГ и как его употребляют?

За поддержкой «ЕдРа» можно увидеть и другие факторы. По информации Komi Daily, процент голосов за коммунистов в республике снизили результаты голосования на платформе дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

Этот инструмент был впервые опробован на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Эксперимент, по всей видимости, оправдал себя: несмотря на критику, власти распространили этот механизм и на другие субъекты страны.

«У ДЭГа две проблемы: неподконтрольность (даже члены избиркома не знают, как он работает, и не могут проконтролировать – только протокол подписывают) и то, что он облегчает принуждение. Данные по явке показывают, что 50 % голосующих в ДЭГ делают это в первые три часа голосования в пятницу. То есть на рабочем месте под контролем работодателей», — отмечает в разговоре с KDспециалист по выборам, пожелавший остаться анонимным.

Впрочем, ресурсы электронного голосования пока ещё не используются на все сто. Так полагает другой анонимный собеседник KD, региональный политический эксперт. «Это такой дамоклов меч. Понятно, что его можно применять очень решительно, то есть просто заставить всех голосовать дистанционно и электронно. И понятно, что в таком случае можно нарисовать любые результаты. К таким выборам было бы очень мало доверия. Но зато такой инструмент гарантированно выдавал бы всё, что нужно. Такая возможность, такая опция у власти теперь есть всегда — просто загнать всех в электронное голосование и контролировать его. И мне кажется, что его функция дамоклова меча как раз заключается в том, что он демотивирует электорат», — отмечает политолог.

Как и зачем «сушат» явку?

На фоне других субъектов Коми отметилась одной из самых низких по стране явок (37,7 % по официальным данным). Собеседник KD связывает это не столько с апатией электората, сколько с его целенаправленной демотивацией со стороны властей. Если раньше избирателей заманивали на выборы розыгрышем автомобилей, то теперь, наоборот, отваживают.

Накануне последнего дня голосования каналы и паблики, близкие к региональной и муниципальным властям, пестрели сообщениями о грядущем ухудшении погоды. Подписчиков призывали, пользуясь случаем, копать картошку, готовить шашлыки или отправиться в лес по грибы – по ягоды. В соцсетях также распространялась новость о том, как 16 участников избирательной комиссии в Сыктывкаре якобы слегли с вирусным заболеванием.

Одним из ключевых элементов этой стратегии стал трёхдневный «единый день голосования». Закон, позволяющий растягивать выборы на несколько дней, был принят в 2020 году. Впервые его опробовали на голосовании по поправкам в Конституцию летом того же года, затем – на выборах в Госдуму в 2021-м. Хотя ковидные ограничения, которыми оправдывали эту практику, канули в Лету, отказываться от неё не стали.

«Ситуация с трёхдневным голосованием работает именно так, что в первый день очень удобно сделать подконтрольное голосование на рабочем месте и отчитаться о том, что человек проголосовал», — отмечает политический эксперт. «Сушить» же явку начинают перед самым привычным, воскресным, днём голосования, когда наплыв идейно и политически мотивированных избирателей наиболее вероятен.

На демотивацию, утверждает политолог, работает и перенос голосования на сентябрь: «Это результат сознательного выбора, потому что август – действительно самое глухое время для избирательных кампаний».

«Асфальт предсказуемости»

С начала полномасштабной войны в Украине политическая жизнь в России кажется парализованной. За нелояльность Кремлю можно поплатиться уголовной статьёй или стигмой иностранного агента. В этих условиях гражданское недовольство сублимируется в официально разрешённые формы политического и социального действия.

Результаты голосования в Коми, как и во всей России, скорее продемонстрировали тщетность использования электоральных процедур оппозицией. Впрочем, как напоминает собеседник KD, выборы 2016 года тоже производили впечатление, что всё безнадёжно «закатано в асфальт предсказуемости». Однако уже к концу 2010-х Алексею Навальному и его соратникам удалось оживить эту процедуру, изобретя тактику «умного голосования».

«Действительно, с точки зрения избирателей непонятно, чем привлекательны выборы, чем привлекательно участие в конкретном голосовании. Но задача политиков — простукивать стенки камеры в поисках возможного выхода из этого тупика, нащупывать какие-то варианты. Кто-нибудь что-нибудь ещё найдёт», — утверждает политический эксперт.