Украинская журналистка Виктория Рощина, попавшая в российский плен, погибла 19 сентября 2024 года в следственном изоляторе № 3 в городе Кизел Пермского края, сообщает «Слідство.Інфо».

Как пишет издание, ему удалось найти информацию о смерти Рощиной в закрытых российских базах. Журналисты нашли свидетельство о ее смерти, выданное отделом ЗАГСа Ленинского района Перми.

В офисе генпрокурора Украины подтвердили изданию, что Рощина умерла именно в эту дату и непосредственно в СИЗО-3.

«В этом месте она находилась менее двух недель, и именно там произошла ее смерть. Именно в СИЗО в городе Кизел», — рассказал замглавы департамента противодействия преступлениям, совершенным в условиях вооруженного конфликта офиса генпрокурора Тарас Семкив.

Он добавил, что российская сторона передала тело Рощиной в Украину в состоянии, которое не позволяет провести полноценное судебно-медицинское исследование для установления причины смерти.

В одно время с Рощиной в СИЗО-3 находился украинский военнопленный, который вернулся на родину в апреле 2025 года в результате обмена и поговорил со «Слідство.Інфо». Он рассказал, что впервые пересекся с журналисткой в таганрогском СИЗО-2. Та говорила, что скоро будет обмен и ее тоже обменяют.

В сентябре 2024 года военного, Рощину и других украинских пленных повезли в СИЗО в Кизеле. Военный говорит, что они ехали в поезде три дня — с 9 по 11 сентября. По его словам, Рощина тогда выглядела осунувшейся и еще более исхудавшей, чем раньше, но она могла ходить самостоятельно.

С поезда пленных пересадили в автозаки и привезли в СИЗО-3. Украинские военные, которые побывали в этом СИЗО, рассказали изданию, что при поступлении в учреждение их избивали.

«Час-два меня постоянно били. Давали минуту передохнуть и снова начинали избивать. За „приемку“ дважды терял сознание. Женщин брили налысо, было слышно, как они плакали», — говорит тот же военный, что был на этапе с Рощиной.

Двое собеседников «Слідство.Інфо» рассказали, что из-за сильных избиений при «приемке» в СИЗО-3 погиб гражданский пленный, мэр города Днепрорудного в Запорожской области Евгений Матвеев. Он провел в российском плену больше двух с половиной лет.

После «приемки» насилие продолжалось. 22-летний Данило Мурашкин, которого вернули в Украину в июле 2025-го, сообщил, что его заставляли целый день стоять на месте, а перемещаться по камере и садиться было запрещено. Говорить с сокамерниками тоже запрещали. В мороз сотрудники СИЗО могли открыть окна.

По словам Мурашкина, за время нахождения в СИЗО Кизела ему сожгли спину электрошокером и его раны начали гнить. «Это была их любимая игрушка. <…> Меня однажды так били шокером, что я потерял сознание», — вспоминал он.

Рощина погибла спустя восемь дней после этапирования в это СИЗО.

«Слідство.Інфо» отмечает, что в сентябре 2024 года обязанности начальника СИЗО-3 исполнял 39-летний Виталий Спирин.

Ранее появлялась информация, что журналистка погибла во время этапирования в Москву.

Тело Рощиной вернули в Украину в конце февраля 2025 года, спустя пять месяцев после гибели. Его выдали без части внутренних органов. Источники «Важных историй» допускали , что таким образом российские власти пытались скрыть следы пыток. На теле Рощиной было множество признаков жестокого обращения: ссадины и кровоизлияния, сломанное ребро, повреждение шеи и возможные следы от применения электротока на стопах.

Одна из сокамерниц Рощиной в таганрогском СИЗО рассказала «Слідство.Інфо», что журналистку пытали. На ее теле были ножевые раны, которые она получила еще в плену на оккупированных территориях.

  • Украинская журналистка Виктория Рощина пропала в августе 2023 года, вскоре после того как пересекла границу Латвии и России. Минобороны России только через девять месяцев подтвердило ее отцу, что журналистка «задержана и в настоящее время находится на территории РФ». Рощина направлялась на оккупированные украинские территории, чтобы найти места, где пытают похищенных украинцев, и установить причастных к этому людей.
  • Журналистка сотрудничала со многими изданиями, включая «Громадьске», «Украинскую правду» и «Радио Свободы». В марте 2022 года, в первые дни войны, Рощину, освещавшую события на захваченных территориях, также задержали российские военные. Тогда ее отпустили спустя несколько дней. Перед этим Рощину заставили записать видеообращение, в котором она говорит, что у нее нет претензий к «российской стороне». После этого она еще минимум дважды посещала оккупированные территории, а также публиковала материалы о похищениях и пытках местных жителей российскими военными и силовиками.