Президентская рать: как Трамп использует военных для «наведения порядка» в США и почему это плохо для самой армии
В конце августа Дональд Трамп подписал указ, поручив Пентагону подготовить специализированные подразделения Нацгвардии, которые будут «специально обучены и оснащены для решения проблем общественного порядка» и должны быть готовы содействовать правоохранителям при беспорядках и других угрозах.
Президент неоднократно угрожал отправить их и в другие крупные города, среди которых Чикаго, Нью-Йорк, Балтимор и Сиэттл. При этом опросы показывают, что против этого выступают почти 60% американцев. Кроме того, советники президента опасались, что без согласия губернаторов-демократов эти меры будут сразу же оспорены в суде.
Поэтому 16 сентября Трамп объявил об отправке нацгвардейцев и федеральных правоохранителей в Мемфис — второй по величине город штата Теннесси. Штатом руководит республиканец Билл Ли, который одобрил отправку войск и присутствовал в Белом доме во время подписания указа. При этом мэр города, демократ Пол Янг, заявил, что Нацгвардия не поможет снизить преступность в городе.
Трамп назвал уровень преступности в Мемфисе «одним из самых высоких по стране» и заявил, что он продолжает расти. В 2024 году Мемфис действительно признали самым опасным из крупных городов США: там было зафиксировано 2,5 тысячи насильственных преступлений на 100 тысяч человек. В 2023 году в городе были убиты 390 человек — это самый высокий показатель за последние годы.
Однако, как и во многих других американских мегаполисах, преступность в Мемфисе идет на спад. Недавно местный департамент полиции отчитался о снижении преступности за первые восемь месяцев этого года. Количество насильственных преступлений достигло минимальных показателей за последние 25 лет, а статистика убийств — шестилетнего минимума.
Наконец, 27 сентября Трамп приказал Хегсету отправить армию в «опустошенный войной Портленд», штат Орегон, и использовать «полную силу» для защиты центров содержания мигрантов от атак антифа, которых президент недавно признал террористической организацией. Демонстранты уже несколько месяцев разбивают лагерь у здания миграционной полиции ICE, изредко собирая более двух десятков человек, которые иногда вступают в стычки с федеральными правоохранителями, пытающимися их выгнать. Губернатор Орегона Тина Котек и мэр Портленда Кит Уилсон уже выступили против введения войск в город.
В разговоре с журналистами The New York Times пятеро отставных генералов, командовавших частями Национальной гвардии, отметили, что их использование внутри страны для поддержания правопорядка не только сомнительно с точки зрения закона, но и подрывает моральный дух солдат и их образ в глазах американцев. Как выразился генерал-лейтенант Рассел Оноре, руководивший Нацгвардией во время ликвидации последствий урагана Катрина, «когда дела идут плохо, как в Кентском университете, всё закончится плохо». Речь идет о разгоне демонстрантов 4 мая 1970 года в Огайо, когда отправленные туда бойцы Нацгвардии убили четырех человек и ранили еще девять участников протестов против войны во Вьетнаме.
«Мне нужны генералы как у Гитлера»
Отношения Трампа с генералитетом не заладились еще во время его первого срока. Когда после визита во Францию в День взятия Бастилии в 2017 году президент потребовал провести аналогичный военный парад в Вашингтоне, военные вместе с мэрией столицы переубедили его, сославшись на дороговизну и нецелесообразность такого мероприятия. Реализовать этот замысел удалось только после возвращения в Белый дом в 2025 году, когда американская армия отмечала 250-летие.
Во время протестов движения Black Lives Matter Трамп требовал от тогдашнего министра обороны Марка Эспера и главы Объединенного комитета начальников штабов Марка Милли отправить армию для их разгона и спрашивал, могут ли военные стрелять по ногам протестующих. 1 июня 2020 года полиция по приказу Трампа разогнала митингующих в центре Вашингтона, чтобы президент смог сфотографироваться, держа Библию на фоне местной церкви. Эспер и Милли, которые тогда находились рядом с Трампом, позже извинились, сказав, что их ввели в заблуждение относительно сути мероприятия.
А перед уходом в отставку в 2023 году Милли в эмоциональной прощальной речи напомнил сослуживцам, что они приносят клятву в верности конституции страны, а не ее лидеру: «Мы не приносим присягу королю, королеве, тирану или диктатору, и мы не приносим присягу человеку, мечтающему стать диктатором. Мы не приносим присягу отдельному человеку. Мы приносим присягу Конституции и идее Америки, и мы готовы умереть, защищая ее». Многие тогда посчитали, что эта речь была направлена против Дональда Трампа.
После ухода с военной службы Милли в беседе с журналистом Бобом Вудвардом раскритиковал Трампа, не стесняясь в выражениях: «Он самый опасный человек на свете. У меня были подозрения, когда я говорил вам о его умственном упадке и всём таком, но теперь я понимаю, что он законченный фашист. Теперь он самый опасный человек для этой страны».