Дроны над Данией и танкер с российской нефтью
Как и почему во Франции накануне саммита ЕС арестовали вышедшее из-под Петербурга судно

Танкер Boracay. Фото: DAMIEN MEYER / AFP / East News
Два члена экипажа танкера с российской нефтью задержаны во Франции после того, как судно было остановлено у берегов Сен-Назера. Танкер Boracay, неоднократно менявший названия и флаги, находился вблизи Дании в день, когда над аэропортом Копенгагена были зафиксированы подозрительные полеты беспилотников. Арест произошел за несколько дней до неформального саммита ЕС (он тоже прошел в Копенгагене), где лидеры обсуждали усиление мер против российской «гибридной войны», использование замороженных активов Центробанка РФ и другую поддержку Украины. Но объявлено об аресте было как раз в день саммита…
От Балтики до французских берегов: маршрут санкционного танкера
Танкер (IMO 9332810) длиной 244 метра, перевозчик сырой нефти, известный под названиями Pushpa или Boracay и построенный в 2007 году, в настоящее время ходит под флагом Бенина. «Сначала он появлялся как Pushpa, идущий под поддельным флагом Малави, затем был переименован в Boracay и ложно заявлен как зарегистрированный в Бенине», — отметила газета Libération. Напомнив, что даже при смене названия коммерческие суда сохраняют один и тот же идентификационный номер в Международной морской организации (IMO). Они автоматически передают свои координаты, чтобы избегать столкновений, и их можно отслеживать, пока они не отключают систему автоматической идентификации AIS. И вот к последней практике суда с российской нефтью прибегают часто.
Судно неоднократно меняло название и флаг. Онлайн-регистры показывают, что оно носило такие названия как Kiwala, P Fos или Varuna, и заявлялось под флагами Джибути, Габона, Гонконга, Сент-Китса и Невиса, Либерии, Маршалловых островов, Монголии и России, говорится в исследовании Libé.
«Такая практика многократных переименований характерна для судов российской «теневой флотилии» — стареющих танкеров с непрозрачными владельцами, которые Россия использует для обхода международных санкций на нефть», — подчеркнуло французское специализированное издание Armées.com. Евросоюз оценивает, что эта «флотилия» составляет около 17% мирового танкерного флота.

Помимо ЕС, судно находится под санкциями Великобритании, Канады, Новой Зеландии и Швейцарии.
В апреле 2025 года это же судно под именем Kiwala, шедшее под флагом Джибути из Индии в российский порт Усть-Луга, задерживалось эстонскими властями. Проверка показала, что в реестре этой страны оно не значилось.
По данным эстонских СМИ, задержание последовало за серией повреждений подводных кабелей и трубопроводов в Балтийском море.
Учитывая тот факт, что китайский капитан и международный экипаж сотрудничали с властями, досмотр в Эстонии продолжался около 15 дней. По итогам досмотра было выявлено, что судно имеет около сорока административных нарушений, включая неподготовленность экипажа к аварийным ситуациям и технические неисправности. После устранения недостатков танкеру позволили уйти.
Сентябрьские маневры: от Приморска до Сен-Назера
Анализ данных сайта VesselFinder (международного онлайн-сервиса слежения за движением морских судов в реальном времени, использующий данные AIS-транспондеров), проведенный France-Presse, показал, что танкер покинул порт Приморск под Санкт-Петербургом 20 сентября, направляясь в Вадинар на северо-западе Индии.
-
Le Figaro отмечает, что «там находится один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны, 49% которого принадлежит российскому энергетическому гиганту «Роснефть».
-
Затем судно, как пишет Libé, обогнуло Данию и 24 сентября уже прошло вдоль побережья Нидерландов, Бельгии и Великобритании, после чего резко изменило курс в Бискайском заливе к французским берегам.
-
По данным Le Monde, 22 сентября, в день первых загадочных полетов дронов над датскими аэропортами, танкер находился у берегов Польши и Швеции, а затем подошел к датским водам.
-
22 сентября вечером танкер находился примерно в 25 морских милях (менее 50 километров) от аэропорта Копенгагена, согласно данным VesselFinder.
-
23 сентября около 5 утра танкер зафиксировали к югу от датского острова Лолланн, после чего он проследовал в пролив Большой Бельт вдоль континентальной Дании.
-
Ночью 25 сентября танкер находился в 160 км к западу от Дании, а в 14.35 взял курс на Ла-Манш, чтобы выйти в Атлантику и продолжить движение на юг…
Дроны над Данией и присутствие «теневого флота»
По совпадению, пока судно было у берегов Дании, там как раз были зафиксированы подозрительные полеты беспилотников. Сначала вечером 22 сентября, когда первый инцидент привел к закрытию аэропорта Копенгагена. (Новые нарушения воздушного пространства над несколькими аэропортами и военной базой произошли 25 сентября. Но в это время Boracay был у берегов Нидерландов и Великобритании, у входа в Ла-Манш, более чем в 200 морских милях (около 370 километров) от датского побережья.)

В эти дни Дания, помимо Boracay (ранее известного как Kiwala), выявила присутствие в радиусе примерно 120 км еще двух судов с российской нефтью.
Происхождение беспилотников пока неизвестно, но датские власти обвинили Россию, которая — помимо прочего — ранее уже подозревалась в отправке около 19 дронов на территорию Польши в начале сентября
(российское Минообороны опровергло такие подозрения), якобы нарушении тремя боевыми самолетами «Миг-31» воздушного пространства Эстонии на 12 минут несколькими днями позже и др. Москва все отрицала и отрицает.
В Кремле «не располагают» информацией о ситуации с танкером Boracay, однако отмечают, что «в ряде акваторий, в том числе на Балтике, европейские страны предпринимают множество провокационных действий», заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Как французские власти остановили судно
Разные источники приводят не полностью совпадающие даты задержания судна, но в любом случае оно было за несколько дней до саммита ЕС в Копенгагене.
По данным военного источника AFP, оно было задержано в прошлую субботу, 27 сентября (незадолго до полуночи), и на его борт «поднялась группа специалистов». «Оперативная группа была вынуждена применить военную силу», чтобы подняться на борт Boracay, сообщил источник Libération: «Затем корабль был введен в территориальные воды Франции, то есть ближе чем 12 миль от побережья, рядом с морской ветряной электростанцией Сен-Назера, чтобы не мешать судоходству».
Boracay, шедший под флагом Бенина, привлек внимание французских властей «своим подозрительным поведением». Прибыв в район офшорного ветропарка Сен-Назера 28 сентября около 17 часов, он начал «многократно маневрировать по кругу, почти касаясь французских территориальных вод», сообщает региональное издание Ouest-France. Экипаж не смог предоставить официальное подтверждение национальной принадлежности судна, а несколько предписаний французских морских властей остались без ответа.
Согласно Конвенции ООН против незаконного оборота наркотиков 1988 года (Венская конвенция), подозрительное судно может быть досмотрено в международных водах государством-участником, если оно ходит без флага или поднимает несколько флагов, меняя их в зависимости от обстоятельств, чтобы скрыть происхождение.
В среду днем аэрофотосъемка, сделанная AFP на месте ареста судна у берегов Сен-Назера на западе Франции (к слову, именно на его верфях изготавливаются знаменитые «Мистрали», два из которых Москва купила у Парижа при президенте Саркози, но так и не получила при президенте Олланде из-за событий в Крыму и Донбассе в 2014 года), показала якобы замаскированных военных на палубе танкера.
«Можно предположить, что Копенгаген попросил Париж предпринять возможные меры для досмотра судна и снятия сомнений по ряду моментов. Базирующийся во — французском — Бресте атлантический морской префект обладает военной юрисдикцией в Атлантике и Балтике, помимо гражданских полномочий, что позволяет, например, французским военным подниматься на подозрительные суда (даже) в международных водах», — отмечает Libé.
Военное издание Armées.com отмечает, что «на части маршрута судно сопровождал французский военный корабль — свидетельство повышенного внимания, которое вызывают суда этого типа». Тем более что его «близость к офшорному ветропарку Сен-Назера, а также к судостроительным верфям города, поднимает дополнительные вопросы об энергетической и разведывательной безопасности».

Для французских разведслужб и структур обороны российская «теневая флотилия», как называют ее в мире, представляет собой гибридную угрозу: «эти суда, трудно отслеживаемые и слабо контролируемые, могут использоваться как платформы для подпольной деятельности — от перевозки запрещенных грузов до выполнения миссий морского наблюдения».
«…их присутствие у берегов Европы воспринимается как прямая угроза со стороны России», — подчеркивает издание.
Роль подобных танкеров в основном экономическая, но некоторые «суда-призраки», по-видимому, оснащены средствами связи, которых нет на обычных торговых судах, что позволяет предположить: они иногда могут использоваться для разведывательных миссий, строит версии Le Figaro. «Финские и шведские власти уже сообщали о «судах-призраках», которые волочили якоря, чтобы зацепить подводные кабели, или слишком медленно двигались вблизи военно-морских баз, — отметил в разговоре с газетой Стефан Одран, консультант по международным рискам и офицер морского резерва Франции. — Копенгаген — это порт: довольно легко запустить беспилотники над водой, где нет рельефа или электромагнитных помех. Кроме того, сбивать дроны непросто для мирной страны. Власти могут быть юридически ответственны за ущерб, вызванный падением беспилотника на гражданскую зону. Эти аппараты также трудно отследить. При отсутствии доказательств часто достаточно просто отрицать свою причастность».
Политический контекст: арест накануне саммита
Новость об аресте была распространена 1 октября, в день, когда президент Макрон прибыл на неформальный саммит ЕС в Копенгаген. И обнародование новости именно в этот день очень похоже на вовсе не случайное «совпадение».
В нем есть как минимум два знака: показательная демонстрация того, что Европа готова «применить силу» в ответ на возможные гибридные действия и подтверждение «союзнических обязательств» перед Данией со стороны Франции, которая стала ее главной европейской защитницей.
Макрон после прибытия в Копенгаген так прокомментировал арест танкера, выйдя к журналистам: «Я могу сказать, что это, безусловно, то, что необходимо было сделать. Экипаж допустил очень серьезные нарушения, что, собственно, и оправдывает перевод дела в юридическую плоскость сегодня, как вы видели из заявления органов правосудия. В любом случае, силы вмешательства действовали своевременно».
Экипаж под следствием
Два члена экипажа нефтяного танкера, задержанного ранее ВМФ Франции у берегов Бретани, были взяты под стражу, сообщила в среду прокуратура Бреста.
Эти двое членов экипажа «представляются как капитан судна и его помощник», — уточнил агентству AFP прокурор Бреста Стефан Келленбергер.
По данным уголовного суда Бреста, на которые ссылается газета Libération, предварительное следствие было начато 29 сентября и ведется по обвинениям в «нарушениях морского законодательства <…>, которые могут касаться членов экипажа (вероятно, речь, в том числе, о нарушении санкций. — Ю. С.)», «отсутствии подтверждения национальной принадлежности судна/флага» и «неподчинении требованиям властей».
Это «правонарушения, которые в максимуме и по основной статье караются тюремным заключением сроком до одного года и/или штрафом в 150 000 евро».
Прокурор Келленбергер уточнил, что экипаж Boracay отказался предоставить документы, подтверждающие регистрацию судна, что вызвало вмешательство сил морской жандармерии.
Президент подчеркнул масштабность проблемы: «Это также демонстрирует наличие и реальность явления, о котором мы давно говорим и которое осуждаем: так называемые «флотилии-призраки». Они приносят десятки миллиардов евро в бюджет России, финансируя, по нашим коллективным оценкам, около 40% военных усилий России. Таких судов от 600 до 1000, и они позволяют российским углеводородам продолжать поступать на рынки, в том числе когда это запрещено. Так что считаю правильным, что эта работа (задержание) была проведена».
Отвечая на вопрос о предполагаемой роли задержанного судна в запуске дронов над Данией в конце сентября, Макрон сказал: «Не мне устанавливать эту связь, я буду осторожен. Но считаю, что наш флот сделал свою работу, и это была важная операция. Теперь дело находится под контролем нашей юстиции. Это лучшее подтверждение того, что в Балтийском, Северном, Атлантическом и Средиземном морях действует множество таких судов, входящих в «теневой флот». <…> Поэтому, если мы хотим быть эффективными, нужно санкционировать эти суда, страховые компании, порты. Именно это мы и делаем, в том числе в рамках 19-го пакета (европейских) санкций».
Пакет санкций, к слову, также обсуждался на датском саммите. Точнее, обсуждение было продолжено.
«И, конечно, все, что можно будет установить и прояснить после атаки дронов на Данию, мы сделаем», — пообещал французский лидер, еще раз выразив «полную солидарность» с Копенгагеном и напомнив о французской помощи «для защиты (датского) воздушного пространства в ближайшие дни».
Укрепление обороны и дебаты о замороженных активах РФ
На саммите лидеры ЕС продолжили обсуждать укрепление европейской обороны, выбрав в качестве ключевых следующие направления: космос, усиление восточного фланга НАТО, противоракетная оборона и «европейский противодроновый щит».
На мероприятии активно обсуждался вопрос использования части замороженных активов Центробанка РФ (140 миллиардов евро из примерно 210, хранящихся на депозитарии Euroclear в Брюсселе), для предоставления военной и гуманитарной помощи Украине. Как сообщил источник «Новой» в Елисейском дворце, «по этому вопросу мы только в начале обсуждения. Еврокомиссия начала выдвигать новое предложение, но оно содержит ряд сложностей, которые требуют изучения всех параметров».

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассказала 30 сентября на совместной пресс-конференции с генсеком НАТО Марком Рютте о своем видении идеи «кредита на восстановление», основанного на замороженных российских активах. «Этот кредит не будет выплачен единовременно, а по траншам и с условиями», — уточнила она, подчеркнув, что «арест активов не предусмотрен»: «Украина должна будет вернуть кредит, если Россия выплатит ей репарации».
Фон дер Ляйен объявила и о другой инициативе — о выделении Киеву двух миллиардов евро на дроны. Пояснила: «Это позволит Украине увеличить производственные мощности, а ЕС получить доступ к этим технологиям».
В Европе, безусловно, осознали важность этих технологий на фоне последних инцидентов с беспилотниками в европейском небе.
Копенгаген под усиленной охраной
Залеты беспилотников привели к принятию повышенных мер безопасности в Копенгагене в дни проведения там неформального саммита ЕС (1 октября) и саммита Европейского политического сообщества (2 октября).
В преддверии этих мероприятий высокого уровня (в которых принимает участие и президент Украины Зеленский — в первый день по видео, во второй — лично) Дания запретила любые полеты дронов на своей территории, а ее союзники, в том числе Франция, объявили о помощи стране-хозяйке в борьбе с беспилотниками по меньшей мере в дни саммитов.
Во Франции для этого, как сообщило министерство вооруженных сил страны, был «сформирован межвидовой отряд», отправленный в Данию перед мероприятиями. Он состоит из 35 человек, вертолета Fennec и «активных средств борьбы с дронами». Отряд «будет действовать в полном взаимодействии с датскими властями и с уважением к суверенитету нашего союзника», говорилось в коммюнике французского министерства.
Для обеспечения безопасности на саммитах также задействованы тысячи полицейских — местных и не только. Кроме того, в Копенгаген прибыли военные подкрепления из Германии, Польши, Скандинавии, Франции и даже Украины. США также отправили в Данию противодроновое оборудование.

Премьер-министр Дании Метте Фридериксен, открывая саммит ЕС, призвала к «жесткому ответу» на «гибридную войну». Подчеркнув: «Глядя на Европу сегодня, я считаю, что мы переживаем самый трудный и опасный период со времен окончания Второй мировой войны».
Россия пытается «протестировать нас» и «сеять раздор и тревогу в наших обществах», — сказала председательница Еврокомиссии фон дер Ляйен. И заверила: «Мы не допустим, чтобы это произошло».
Макрон в свою очередь заявил, выйдя к журналистам: «Ответ Европы должен быть оперативным. То есть нельзя допускать никакой слабости. Следует еще раз подчеркнуть: любое лицо, нарушающее европейское воздушное пространство, рискует столкнуться с ответными мерами, потому что это наше право, и мы будем обеспечивать его соблюдение. А также продолжать перевооружение. Все, что произошло за последние недели — в Польше, Румынии, Эстонии, а также, даже если пока это не подтверждено, инциденты с дронами в Дании, — показывает, что нам нужны очень эффективные системы раннего оповещения и тесное сотрудничество между собой для защиты общего пространства». Добавил: «В любом случае, мы находимся в конфронтации с Россией, которая уже несколько лет ведет себя крайне агрессивно — в нашем информационном пространстве, что мы видели на примере выборов и других событий <…> Все это — единый гибридный набор инструментов конфронтации».
Заверил (хотя ранее было известно, что у европейцев — и у Франции в частности — большое отставание в этих технологиях): «Мы ускоренными темпами создаем дополнительные возможности в сфере беспилотников — в первую очередь, для Украины, но также и для самих себя, и для разработки все более эффективных антидроновых систем».
Как сообщила газета Libération, французские морские компании получили 1 октября призыв к бдительности от Атлантического морского префекта Франции после задержания танкера. С тем чтобы избежать ответных мер со стороны РФ: «Мы рекомендуем судам, идущим в Балтийском море, проявлять осторожность и избегать любого транзита через TTW (территориальные воды) России».
Морская префектура напомнила: «После попытки досмотра на море российского судна (Jaguar) эстонскими властями 13 мая эстонское судно (Green Admire) было арестовано российским флотом 18 мая, когда проходило по каналу в российских TTW. Оно было задержано на 48 часов и подверглось административному штрафу».