Оригинал
Страница
22

Важно не останавливаться на достигнутом

Мы работаем над тем, чтобы улучшить качество распознавания текста этого материала.
Вы также можете прочитать его в PDF, переключившись на страницу выпуска.

Каковы, на ваш взгляд, основные гендерные итоги парламентских выборов? Каков прогноз работы новой ГД для женщин и мужчин, для развития гендерной проблематики?

С гендерной точки зрения, парламентские выборы 2003 года отличались от предыдущих выборов 1999 года по нескольким параметрам. Прежде всего, в них не участвовали собственно женские партии или блоки, которые претендовали бы на место в Государственной думе. Напомню, что, начиная с 1993 года, женские объединения были самостоятельными игроками в избирательных кампаниях. На выборах 1993 года объединение «Женщины России» получило около 8% голосов избирателей и вместе с этим - право сформировать в парламенте собственную фракцию. На выборах 1995 и 1999 года повторить этот результат не удалось. А в 2003 году уже не оказалось женских объединений, которые ставили бы перед собой задачу завоевания депутатских мандатов.

С чем это связано? Однозначно на этот вопрос не ответишь. Можно назвать целый ряд причин институциональных, политических, психологических и даже экономических. Прежде всего, дело в том, что новые нормы избирательного законодательства отныне разрешают участвовать в выборах как федерального, так и регионального уровней только политическим партиям и блокам. Применительно к состоявшимся парламентским выборам это значит, что накануне этих выборов какая-то из женских организаций должна была преобразоваться в политическую партию. Но ни одна из них на это не пошла. Ведь такой процесс, как и само участие в избирательной борьбе, помимо прочего, требует очень серьезных финансовых затрат. Денег, соответствующих этой задаче, у женских общественных объединений нет. И это - вторая причина. В чем третья причина? Не открою секрета, если скажу, что фаворитами избирательной борьбы становятся сегодня те партии и объединения, которые имеют солидную административную поддержку. Такой поддержкой женские организации не пользуются. Их рассматривают только как акторов на поле социальном, но не политическом.

Следующая особенность этих выборов заключается в том, что общее число женщин-кандидатов в депутаты было меньшим, чем в 1999 году. Тогда в числе всех соискателей депутатского мандата было 16% женщин. В 2003 году только около 13%. Однако в числе депутатов вновь избранной Государственной думы оказалось примерно 10% женщин, что на два с лишним процента выше, чем в прошлой Думе. Как это объяснить? На мой взгляд, главным фактором здесь можно считать высокую политическую активность женских организаций и эффективность их деятельности на парламентском уровне. В период 1999-2003 годов Движение женщин России, Консорциум женских неправительственных объединений и другие женские организации провели целую серию разного рода встреч с депутатами Государственной думы. На этих встречах речь шла как о подготовке и прохождении закона «О государственных гарантиях равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин», направленного на создание условий для реального утверждения в жизни принципа гендерного равенства, так и о специальных поправках в избирательное законодательство, которые расширяли бы возможности для интеграции женщин в политический процесс. Вы знаете, что закон «О государственных гарантиях равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин» в апреле 2003 года был принят в первом чтении подавляющим большинством депутатов; а вот «гендерные» поправки в избирательное законодательство не прошли.

И тем не менее похоже, что они по-своему повлияли на политические партии. Характерно, что даже в федеральном списке ЛДПР - партии В. Жириновского, который всегда крайне отрицательно относился к женской политической активности, было на этот раз 7,5% женских имен. Блок «Родина», созданный в канун нынешней избирательной кампании, тоже включил в свой федеральный список женщин-кандидатов (около 9% от числа выдвинутых кандидатов). КПРФ отвела женщинам около 10% мест в своем списке. Чуть меньшей оказалась доля женщин в списках «Единой России» - около 9%. Но говоря о «Единой России», важно отметить такой факт: женщины, выдвигавшиеся от этой партии, явно получили фору по сравнению с другими кандидатками. В общефедеральном списке их было 22.

Итоги выборов: мандаты депутатов обрели 24 женщины, шедшие по общефедеральным спискам всех партий и объединений, и 25 женщин, сражавшихся в одномандатных округах. Таким образом 45 женщин попали в число 447 избранных депутатов Государственной думы (в трех округах выборы признаны несостоявшимися, места депутатов от них до 14 марта 2004 года вакантны). Точных данных по фракциям сейчас дать невозможно: депутаты, прошедшие как независимые или в качестве одномандатников от партий, не попавших в Государственную думу, ищут себе место и иногда переходят из одной фракции в другую. Понятно, что самое большое число женщин в «Единой России». Эта фракция выдвинула одну из них - Любовь Слиску - на пост первого заместителя Председателя Думы. И четырех - на посты Председателей Комитетов Думы. Наталья Комарова получила пост руководителя Комитета по природопользованию. Екатерина Лахова возглавила Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Валентина Пивненко- Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока. Татьяна Яковлева - Комитет по здравоохранению.

Как Вы можете определить основные тенденции развития гендерных сюжетов в российской политике за последние 10 лет? Какова роль женского движения, гендерных исследований в их развитии?

Отвечая на этот вопрос, мне, прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что женские организации самым серьезным образом повлияли на становление и развитие гендерных исследований в нашей стране. Именно они, а не официальная академическая наука поддержали исследователей, которых привлекла эта новая отрасль общественного знания. Кроме того, для развития гендерных исследований очень важной оказалась не только финансовая, но и моральная поддержка западных научных фондов. Без этих двух опор мы вряд ли продвинулись бы вперед. А продвижение здесь довольно значительное. Сложилось сообщество политологов, занимающихся гендерной проблематикой. Существует Гендерная секция Российской ассоциации политической науки (РАПН). В апреле 2003 года на очередном Конгрессе РАПН Гендерная секция наравне с другими структурами ассоциации в течение двух дней, сосредоточившись на теме «Гендерные исследования политики», обсуждала итоги и перспективы развития политической науки в нашей стране. Почему я об этом говорю? Этот факт означает, что гендерные исследования институциализированы, то есть официально признаны научным миром, в котором поначалу существовало очень критическое отношение к гендерной проблематике.

Какие сюжеты чаще всего привлекают внимание политологов, занимающихся гендерными исследованиями? Об этом можно судить по тем сюжетам, которые были заявлены для выступлений на данном конгрессе. Перечислю только некоторые из них: «Гендерное измерение власти в современной России»; «Государственная политика в России в ХХ столетии: гендерный аспект»; «Женские гражданские инициативы как фактор демократизации общества»; «Гендерный анализ политических предпочтений россиян»; «Гендерные аспекты имиджевых характеристик политиков»; «Гражданское общество и власть: гендерные стратегии взаимодействия»; «Гендерный анализ социальной политики»; «Стереотипизация политического сознания россиян». Вы видите, темы очень интересные и акЖурнал «WE/МЫ», № 25(41), 2003 г. туальные, и, что очень существенно, они разрабатываются на самом высоком уровне, в соответствии со всеми достижениями мировой научной мысли.

Существует ли в России женская политическая элита? Что способствует (мешает) ее развитию?

Что такое «элита»? В своем изначальном смысле это «лучшая», «отборная» часть общества, которая формирует ценности, нормы и образцы поведения для остальной его части. Значит - женская политическая элита должна вырабатывать ценности, нормы и образи поведения в сфере политики для всех остальных наших соотечественниц. Какими должны быть эти образцы? В идеале они должны соответствовать тем стандартам политического поведения, которые позволяют стране успешно развиваться, реализуя заключенный гражданами «общественный договор», то есть Конституцию. Официально, по действующей Конституции, Россия - это демократическое правовое государство. В соответствии с такой установкой политическая элита, включая и женскую ее часть, должна предлагать нашим согражданам образцы демократического правового поведения. Что мы видим в реальности? Вы верно реагируете. Вопрос риторический. Отвечу конкретнее. Да, есть женщины, работающие в сфере политики, которые стремятся вести себя в соответствии с демократическими ценностями и нормами. Но как чего-то целого женской политической элиты у нас все же нет. И искусственно ее не сформируешь.

Тем не менее ее формирование является, на мой взгляд, одной из основных задач женских организаций. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Приведу только один пример: в течение двух лет - с 2002 по 2003 год - Консорциум женских неправительственных объединений при поддержке Канадского Фонда поддержки российских женщин осуществлял проект «Высшие женские политические курсы». Основной задачей проекта была подготовка женщин лидеров женских организаций, политиков регионального уровня, предпринимательНИЦ - к участию в избирательном процессе. В ходе работы тщательно отобранных, чувствительных к гендерной проблематике (одно из главных условий отбора) слушательниц знакомили с новейшими политическими, экономическими, социологическими исследованиями, которые могут им понадобиться в ходе депутатской дея тельности, учили их основам публичных выступлений работе с массовой аудиторией, с журналистами и телекамерами и т.д. Слушательницы этого первого набора уже получили дипломы об окончании курсов. Некоторые из них попробовали свои силы в ходе региональных выборов и выборов в Государственную думу. Есть и первые победы. Мне, как одному из авторов этого проекта, он очень нравится. Считаю его крайне перспективным, хотя он оказался очень трудоемким.

Говорят, что новые лидеры новой России появятся лишь на выборах 2008 - когда подрастет новое поколение. Ваше мнение? Каковы черты будущих лидеров-женщин?

На самом деле они уже появляются. Просто пока мы их не замечаем. Это свойство сознания воспринимается и запоминается только привычное, новое видится не сразу. Главной отличительной чертой таких лидеров, мне кажется, должна быть социальная ответственность, а еще умение стратегически мыслить, просчитывать последствия принимаемых решений не только лично для себя, а для всего общества и для будущих поколений. Без этого наша страна обречена на прозябание, на жизнь без движения вперед, без развития.

В этом номере подведение предварительных итогов, в том числе - итогов нашего журнала, его связи с женским движением и исследованиями. Последнее время много говорилось о создании «своего круга», своей междисциплинарной среды единомышленников, которая оказывает влияние на окружающие обстоятельства. Каковы предварительные итоги последних лет работы «в гендерном направлении» лично для Вас?

Рада, что у меня есть возможность выразить журналу «WE/МЫ» искреннюю признательность за серьезное, очень глубокое и очень личностное обсуждение основных проблем жизни наших современниц. Высоко оцениваю работу, которую делала и делает редакция журнала, объединяя вокруг себя своих единомышленниц. Действительно, совмест ными усилиями нам удалось сформировать «свою» среду. В нее входят и журналистки, и исследовательницы, и активистки женских организаций, и, пусть немного, женщины-политики, представительницы творческих профессий писательницы, художницы. Это оказалось важным не только для развития женского движения или для становления новой научной дисциплины — гендерные исследования. Это оказалось важным для каждой из нас лично. Последние пятнадцать лет были крайне сложными с точки зрения обыденной человеческой жизни. Нам нужно было кормить своих детей, выстраивать отношения с людьми в условиях острой конкуренции, жесткого ежедневного выбора. Среда единомышленников дает возможность полнее ощущать свою идентичность. Это - референтная группа, с которой можно соотносить свое поведение, свой выбор. Так легче жить. И я благодарна многим нашим подругам, с которыми интересно общаться, придумывать новые проекты, а иногда просто вместе отдыхать и радоваться жизни.