Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Пространство для неравнодушных


Продолжаем публикацию цикла видеобесед с экспертами в различных сферах и общественными деятелями о том, каким, на их взгляд, стоит быть Президентскому центру Бориса Ельцина. Основание создания Центра – Федеральный закон «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». Место создания – Екатеринбург. Цикл является частью более широкого обсуждения концепции и задач Центра. Мы публикуем беседу с дочерью Бориса Николаевича Татьяной Борисовной Юмашевой.

Как вы видите задачи Центра первого президента России, его прототипы?

В некоторых странах (особенно это развито в Штатах) после окончания президентского срока создается специальная библиотека, где можно найти все о том времени, о президенте этого периода: архивные документы, собственно библиотека, музейная часть. А у нас ничего подобного нет. Поэтому мы считали, что в принципе это правильная идея. Получилось так, что папа во многом был первым как первый Президент России. Мы создаем первый Президентский центр, связанный с его именем.

Но хотим, чтобы это было, может быть, не только такой калькой, даже и совсем не калькой того, что сделано уже в мире, а хотим добавить еще разные другие функции. Помимо музейной и архивной составляющей, библиотеки, мы хотим, чтобы это было общественное пространство, полезное для Екатеринбурга, чтобы туда приходили люди со своими идеями, проектами, чтобы они находили там жилище для этих проектов. И они будут наполнять этот центр, чтобы он стал живым, активным, востребованным.

Музейный архив, библиотечная часть - как вы ее видите?

Мы бы хотели сделать эту часть максимально полной, чтобы это был архив-библиотека - все, что написано или когда-то было сказано о том времени. Конечно, мы постараемся максимальное количество подлинных документов там хранить, но, может быть, сейчас это и не обязательно, т.е. копии, электронные версии – этого вполне достаточно.

А границы эпохи какие?

Все-таки основная часть - это будут 90-е гг., вот это десятилетие. Но, может быть, так как все-таки будет представлена история вот этого десятилетия, история страны, на этом фоне жизнь первого Президента России, то нам придется, наверное, начать с 30-х годов, пунктиром, так скажем.

Насколько, на ваш взгляд, как должна соотноситься глубина офлайновой и онлайновой части? Lля этого центра важнее то, что будет в физическом мире, или в мире виртуальном?

Виртуальный Президентский центр, я считаю, чрезвычайно важен. Тем более, что это не зависит ни от здания, ни от строителей, ни от каких-то сроков, в которые это возможно было бы построить. Поэтому мы, конечно, всячески будем его развивать. Может быть, даже, если удастся, создадим его раньше реального Президентского центра. Мы его потом просто, так скажем, приживем, посадим, что ли, уже физически. Мне кажется, то, что обсуждения Президентского центра организованы в интернете, – это тоже очень важно, потому что там живет наиболее активная часть нашего общества, очень много молодежи. А Центр создается именно для них.

То есть основная аудитория центра – это молодые люди?

Ну, не совсем. Это активные люди, активные, неравнодушные, которые полны идей, которые хотят их реализовать, которые хотят найти там единомышленников. Я думаю, что это такие люди.

Мы хотим вообще этот центр создать для людей, для всех, кто живет в Екатеринбурге, для гостей Екатеринбурга, чтобы каждый мог найти там что-то такое интересное, полезное для себя, чему-то там научиться, что-то узнать, с кем-то подружиться. Мы хотим создать своеобразную среду, в которой людям комфортно было бы находиться и в которую они бы приходили снова и снова. Даже вот эта музейная составляющая - мы не хотим, чтобы она была скучной, может быть, уже не меняющейся, когда человек один раз сходил в музей - и все, он может там больше и не появляться. Мы хотим, чтобы даже эта музейная часть была интересно составлена, чтобы она менялась из года в год; может быть, о каких-то событиях вот этого десятилетия мы будем рассказывать более подробно, например, в этом году, а в следующем году – что-то другое. И я очень рада, что нам в этом помогает очень сильная команда, это практически сильнейшая компания в области музейного проектирования, и я надеюсь, что с их помощью мы создадим абсолютно новый стандарт визуального и эмоционального восприятия такой сложной темы, как политика.

Это будет Центр не только человека, но и музей эпохи учреждения государства?

Конечно (но это больше касается музейной части). Там будет существенный раздел, который будет посвящен Конституции государства. То есть сейчас команда работает над тем, как это представить наиболее интересно для всех посетителей.

Все, что связано с человеком, как-то манифестирует его ценности. Что бы вам показалось самым принципиальным для Бориса Николаевича?

Ну, мне кажется, первая ценность, которая связана с первым Президентом России, – это свобода, которую он подарил всем нам. И мы хотим, чтобы центр был полон свободных, незашоренных, раскрепощенных людей, чтобы этот центр был для них.

У вас есть личное чувство города Екатеринбурга?

Это мой родной город. Я его очень люблю. И он такой огромный, красивый, но в то же время уютный. И мне бы хотелось, чтобы такой уют у него всегда сохранялся. Но в то же время хотелось бы, чтобы, может быть, являясь таким крупным промышленным центром, он бы стал более знаменит своими какими-то культурными и просветительскими проектами. Я думаю, что центр поможет в этом. У нас в центре очень много элементов - то, что, мы видим сейчас уже, должно там быть. Хотя это не окончательный список. Мы надеемся, что с помощью этого общественного обсуждения мы дополним его еще какими-то новыми яркими элементами, нестандартными. То, что именно будет востребовано в Екатеринбурге, чтобы центр был желанным рожденным ребенком. Составляющие центра – это музейная часть, о которой я уже говорила, общественный центр, пространство, которое будет отдано различным общественным организациям; это библиотека, детский центр, архив, музыкальный клуб, образовательный центр, спортивный центр. Там может быть все, что угодно.

А есть какие-то появившиеся в процессе обсуждения идеи, которые для вас самой стали неожиданностью?

Да, например, идея коворкинга. Мне кажется, это чрезвычайно интересная идея. И мы обязательно найдем пространство в Президентском центре для этого. Потому что каждый человек, который приходит, кто хочет начать свой новый бизнес или проект, находит там место для этого, находит единомышленников, находит такую среду, в которой ему комфортно творить.

Мне кажется, очень интересно будет создать детский центр. Может быть, это экспериментариум; может быть, это будет какая-то детская студия мультфильмов, например, где сами дети, используя современные компьютерные технологии, могут создавать мультфильмы. Может быть, еще что-то.

Готовы ли вы вовлекать в проектирование этого общего публичного пространства тех, кто сейчас проявляет какой-то интерес, высказывает идеи?

Да, абсолютно. Президентский центр в том виде, в котором он сейчас существует, открыт всем интересным идеям, их носителям, которые могут дать что-то полезное людям.

Место центра в Екатеринбурге? Как вы думаете, чем он станет?

Ну, я бы хотела, чтобы этот центр был, на самом деле, любимым местом и горожан, и всех, кто туда приезжает, чтобы туда хотелось приходить снова и снова, чтобы там хотелось больше проводить времени, чтобы приводить детей, родителей, чтобы каждый находил там что-то интересное для себя, находил единомышленников - тех, кто любит кино, музыку. Главное - это будет такое открытое современное пространство, очень дружелюбное.

Вы видите центр как точку притяжения, за которой приезжают люди из других регионов, других стран? Как вы видите его в таком большом пространстве?

Конечно, для того, чтобы познакомиться (если это им будет интересно) с этим периодом нашей истории и с первым Президентом России и всем, что с ним связано. Это будет собрано все в одном месте, и, я думаю, это будет достойно все представлено. Но еще я думаю, что в процессе создания Президентского центра будут выработаны какие-то идеи, которые станут ключевыми для этого центра. И которые - вот если вы хотите, например, узнать что-то или поговорить про демократию или про еще что-то, то нужно приезжать сюда?

Кого бы вы хотели там видеть из мировых деятелей? Кто, по-вашему, созвучен с идеями центра?

Мы, наверное, пригласим соратников, кто работал с Борисом Николаевичем, все-таки они ассоциируются с тем временем – президента Клинтона, Жака Ширака, Гельмута Коля (к сожалению, он плохо себя сейчас чувствует).

Как вы собираетесь участвовать в деятельности Центра?

Я живу в Москве, но буду часто приезжать туда, естественно, я буду в курсе, наверное, всех проектов, которые будет делать Президентский центр. Буду помогать из Москвы, посылать туда людей, организовывать. Но вообще очень надеюсь на ярких и талантливых людей в Екатеринбурге, которые могут создать именно вот такой интересный центр для самих себя.

И вы, кажется, думаете о том, чтобы как-то посоветоваться с ними очным образом о планах построения центра.

Да. Ну - и очно – в Екатеринбурге, и дистанционно – через это общественное обсуждение. В общем-то, использовать все формы.

Есть какие-то яркие впечатление от обсуждений?

Мне кажется, еще люди с трудом верят и не очень понимают, что это такое будет и насколько им это нужно. А мы бы хотели что-нибудь создать именно для них, послушать, что им необходимо, что бы они хотели видеть у себя дома.

Чтобы они сами дали знать, чего они хотели бы?

Да, чтобы они, может, подкорректировали наши идеи, добавили другие.

Спасибо!

Смотрите также:

Открытый доступ

Центр образования и волонтерства Центр памяти и демократии Бульон из общественной инициативы

Децентрализация образа

Трибуна идей

Центр осмысления

Город героев

Современная культура для новой России

Мирное освобождение

Первый Центр в длинной традиции

Центр инобытия

Анна Сакоян Центры памяти Андрей Левкин Борис Ельцин и Public space