Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Роскомнадзор обвинил The New Times в нарушении Закона «О СМИ» за гиперссылки

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обвинила сайт The New Times — https://newtimes.ru/ в нарушении ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», запрещающей распространение материалов, содержащих нецензурную брань. Это нарушение предусматривает согласно статье 13.21 Кодекса об Административных правонарушениях, штраф для физического лица в размере до трех тысяч рублей, для должностных лиц — до 20 тыс., для юридического лица — от 20 до 200 тыс. рублей. Решение по составленным протоколам (включая размер штрафа — в случае согласия суда с Роскомнадзором) должен будет принять мировой судья Тверского района города Москвы.

Роскомнадзор, согласно составленным им протоколам, в результате внеплановой проверки newtimes.ru обнаружил аж три таких нарушения. И ни одного — непосредственно на сайте newtimes.ru. Все три нарушения содержались в гиперссылках* на тексты, размещенные на других ресурсах.

Первый протокол составили из-за публикации «Чичваркин в видеообращении раскритиковал возможное выдвижение Собчак в президенты» от 12 октября 2017 года. В тексте отсутствовала обсценная лексика, однако в качестве источника информации была указана гиперссылка на страницу Евгения Чичваркина в Facebook.

Причиной протокола № 2 стал ответ супруга Ксении Собчак. Новость на сайте newtimes.ru называлась «Виторган ответил Чичваркину за Собчак матом» (она так же вышла 12 октября). В тексте на сайте так же отсутствовали признаки какого-либо нарушения, но гиперссылка вела на страницу супруга Собчак, Максима Виторгана, на Facebook, где владелец страницы опубликовал свой видеоответ Чичваркину.

Наконец, поводом для третьего протокола Роскомнадзора стала публикация «Завершился баттл Оксимирона и американского рэпера Dizaster» от 16 октября. И снова в самом тексте на сайте newtimes.ru не было никакого нарушения и ни слова из перечня запрещенной обсценной лексики. Была лишь активная ссылка на заметку издания «Медуза» о прошедшем состязании рэперов.

В протоколах Роскомнадзора отмечается, что, согласно рекомендациям к закону «О СМИ», «к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на «х», «п», «е», «б», а также образованные от них слова и выражения».

На момент публикации этого текста Роскомнадзор ограничился протоколами о нарушениях, но не стал выносить редакции The New Times предупреждений, которые потенциально могут привести к принудительному прекращению деятельности СМИ по суду. В прошлом ведомство несколько раз выносило предупреждения из-за материалов издания, причем как сайту NT, так и журналу, которые имеют разные лицензии СМИ.

Первое предупреждение в январе 2016 года Роскомнадзор вынес печатной версии The New Times из-за статьи «Январь тревоги нашей», в котором среди прочего говорилось о запрещенной в России украинской организации «Правый сектор»** без упоминания, что ее деятельность запрещена на территории РФ, хотя раньше такую ссылку журнал давал и неоднократно.

Так совпало, что предупреждение вынесли после того, как вышла статья «Первая дочь страны» о старшей дочери президента России Марии Фаассен, а на обложке журнала The New Times была опубликована карикатура на Владимира Путина «Денег нет».

Первое предупреждение сайту newtimes.ru вынесли из-за использования обсценного слова, начинающегося на «б», в материале «Чувства есть у всех, и каждый сам за них в ответе», использованного в прямой речи одного из героев репортажа. Другое предупреждение и сайт, и журнал The New Times получили за публикацию статьи «Из Калуги с джихадом». В тексте речь шла об этническом русском, в прошлом — активисте левого движения, который принял ислам и уехал воевать в Сирию на стороне одной из суннитских группировок: вновь обращенный сторонник исламского социализма подробно объяснял причины и мотивы, которые подвигли его на столь радикальную смену взглядов, места обретения и трудоустройства. Несмотря на то, что российские официальные власти, включая президента Путина, неоднократно говорили о том, что в Сирии, в том числе в рядах запрещенного в России ИГ*** и иных формирований, воюют несколько тысяч россиян, Роскомнадзор усмотрел в публикации признаки оправдания терроризма. The New Times оспорил предупреждение Роскомнадзора в суде, рассмотрение дела продолжается.

По закону о СМИ, если одно издание в течение года получит от Роскомнадзора два предупреждения, то федеральная служба может обратиться в суд и потребовать прекратить деятельность данного СМИ.

The New Times стал не первым изданием, которое обвиняют в нарушении закона «О СМИ» из-за гиперссылок. В октябре 2013 года Роскомнадзор вынес два предупреждения редакции интернет-портала «Росбалт» из-за нецензурной брани в видеороликах. Ролики были удалены, однако Роскомнадзор обратился в суд с требованием лишить агентство свидетельства о регистрации СМИ. Мосгорсуд встал на сторону ведомства, «Росбалт» оспорил решение в Верховном суде и сохранил свидетельство о регистрации СМИ.

В 2017 году несколько высокопоставленных сотрудников Роскомнадзора стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. Их заподозрили в найме фиктивных работников в подведомственный Роскомнадзору ФГУП «Главный радиочастотный центр» и последующем выводе зарплат. В настоящее время под домашним арестом находятся пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, руководитель правового отдела ведомства Борис Едидин и глава аппарата Александр Весельчаков. Также по делу проходит гендиректор радиочастотного центра Анастасия Звягинцева, которая находится под подпиской о невыезде.

По словам адвоката The New Times Вадима Прохорова, издание намерено оспаривать новые обвинения: «Нас карают за действия, которые мы в принципе не совершали, лишь, следуя правилам копирайта и защиты прав интеллектуальной собственности, сослались на источники новостей».

* Гиперссылка — графическое изображение, видео или текст на сайте, устанавливающие связь и позволяющие переходить к другим объектам интернета.

** «Правый сектор» — организация, запрещенная в России как экстремистская.

*** ИГ, ИГИЛ, ДАЕШ — организация, запрещенная в России как террористическая.

Читайте лучшие тексты The New Times и срочные новости в Telegram

Читайте также:

Выборы на фоне спада

Казарменный уклон

«Рашагейт»: кто и за что попал в сети прокурора Мюллера

«Иностранный агент — теперь как знак качества»

Мобилизация как она есть