Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Государственник в кольце врагов: что советует Путину Андрей Белоусов

Помощнику Владимира Путина по экономике Андрею Белоусову для того, чтобы безоговорочно завоевать звание героя недели, хватило полутора страниц крупным шрифтом с таблицей в приложении. Сама по себе идея изъять у не-нефтяных сырьевых компаний сверхприбыли не нова, но радикальные формулировки письма и очень спорная методика, изложенная Белоусовым предсказуемо возмутили бизнес — не говоря уже о том, что предложение поделиться прибылью для спасения трещащий по швам бюджет страны (как в 2015 году) и для подпитки масштабных госрасходов звучат совершенно по-разному. Но если вспомнить биографию Белоусова — едва ли не самого непубличного чиновника экономического блока правительства, — удивляться решительно нечему.

  • «Член президентской команды». Потомственный экономист Белоусов в 90-е работал в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, в 2000-е — в собственном Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В 2006-м Герман Греф позвал его своим заместителем в Минэкономики, а в 2008-м, когда Владимир Путин стал премьером, Белоусов попал в аппарат правительства — на главную экономическую должность директора департамента экономики и финансов. С тех пор за ним закрепилась репутация «человека Путина». «Путин хорошо относится к Белоусову и тот, работая в правительстве Дмитрия Медведева, считается членом именно президентской команды», — писали «Ведомости» уже про кабинет Медведева 2012 года, где Белоусов занимал должность министра экономического развития. Уже в 2013 году Белоусов был назначен на ключевую должность экономического помощника в администрацию президента. «Все бумаги и экономические предложения, [поступающие президенту], замыкаются на него», — поясняет попросивший об анонимности федеральный чиновник.
  • Государственник в кольце врагов. Белоусов не просто исполнитель, у него в голове есть своя картина, как должна функционировать российская экономика, и он как может воплощает ее в жизнь, говорит другой чиновник. И Путин прислушивается к нему. Белоусов — жесткий государственник и верит в «кольцо врагов» вокруг России, добавляет первый собеседник The Bell: «в 2014 году только он из экономического окружения Путина поддержал присоединение Крыма».
  • За дороги и цифровую экономику. В майском указе Путина — по сути, экономической программе президента на четвертый срок, — угадываются не только следы программы ЦСР Алексея Кудрина, но и почерк Белоусова. Почти половина из 25 трлн рублей, которые пойдут на нацпроекты, предусмотренные указом, — затраты на инфраструктуру (10 трлн рублей с учетом дорог) и цифровую экономику (1,31 трлн рублей). Это две отрасли, за развитие которых давно и последовательно выступает Белоусов. В 2017 году РБК называл Белоусова одним из чиновников, заразивших Путина цифровой экономикой и блокчейном. А на посту министра экономики в 2012 году он выступал за рост расходов бюджета на инфраструктурные проекты, чтобы подхлестнуть рост экономики — именно этот сценарий реализуется сейчас. Белоусова собеседники The Bell называют и главным идеологом реформ, которые позволят увеличить госрасходы — в том числе повышения НДС.
  • Оппонент Кудрина. С Алексеем Кудриным у Белоусова давние и принципиальные споры. Еще в середине 2000-х, будучи заместителем Германа Грефа, Белоусов спорил с министром финансов Кудриным о том, что нефтяные сверхдоходы, собранные в Стабфонде, надо не копить, а тратить — на те же инфраструктурные проекты. В 2017 году, когда в преддверии президентских выборов Путин попросил экономистов разработать планы развития экономики до 2025 года, именно Белоусов «подтащил» Столыпинский клуб Бориса Титова как альтернативу плану Кудрина, вспоминает один из собеседников The Bell. Тогда же помощник президента резко критиковал предложения Кудрина о масштабной приватизации. А уже весной 2018-го, когда, если верить FT, обсуждалось назначение Кудрина на высокую должность в администрацию президента, Белоусова называли в этой конструкции кандидатом на пост первого вице-премьера по экономике: «государственник» Белоусов должен был в этой роли уравновешивать «либерала» Кудрина. Оба назначения, впрочем, не состоялись.

Что будет дальше

Предсказать, что будет с идеей Белоусова о национализации сырьевых сверхприбылей, трудно — Дмитрий Песков высказался туманно, да и сам автор идеи, несмотря на «делиться надо», сегодня подчеркнул, что речь лишь о проработке такого механизма, и его надо обязательно обсуждать с бизнесом. Говорить о том, что письмо Белоусова — признак новой, куда менее рыночной, чем раньше, экономической политики государства в условиях санкций, пока преждевременно.

Впрочем, предсказания — сильная сторона самого помощника президента. Белоусов — профессиональный прогнозист, одной из главных его заслуг принято считать предсказание экономического кризиса 2008-го в докладе, опубликованном тремя годами ранее. Но в том же докладе Белоусов описывает и более отдаленные сценарии развития российской экономики. Один из них — под названием «экономический изоляционизм» — во многом точно описывает современную российскую реальность. В числе признаков такого сценария на 2013-2020 год Белоусов называет: замедление экономического роста, технологическое отставание, маскируемое искусственной поддержкой ценовой конкурентоспособности российских производителей ослаблением рубля, снижение динамики доходов населения, рост эмиграционной активности среднего класса.

В результате возникнет конфликт между высокими социальными притязаниями населения, связанными с достигнутыми стандартами потребления, и технологическими возможностями экономики, предсказывает Белоусов в докладе. К 2020 году общество при таком сценарии подойдет с резко сузившимися возможностями развития, низкими темпами роста и усилившейся социальной конфликтностью, заключает Белоусов. Но что в такой ситуации должно делать государство, Белоусов, к сожалению, не пишет.

Петр Мироненко, Александра Прокопенко для The Bell