Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Правительство против администрации президента, новые проблемы Турции, и почему в Европе нет Apple и Amazon

Неделю назад в правительстве призывали бизнес смириться с изъятием сверхдоходов по плану Андрея Белоусова. Но за неделю все изменилось. Подробности — в вечерней рассылке The Bell

Андрей Белоусов (слева) и Антон Силуанов разошлись во взглядах на сверхприбыли бизнеса. Фото: Kremlin.ru

Промежуточным итогом скандального предложения помощника президента Андрея Белоусова изъять 500 млрд прибыли у крупных компаний стало первое за долгое время публичное противостояние между экономическим блоком правительства и администрацией президента. Сегодня министерства экономического блока представили свои отзывы на предложение Белоусова — как минимум четыре из пяти профильных ведомств во главе с Минфином высказались отрицательно. Белоусов, тем не менее, пригласил для обсуждения изъятия сверхдоходов глав 14 компаний, упомянутых в его списке.

  • Общую позицию правительства должен представить Минфин; он собирает отзывы от остальных профильных министерств. Как минимум три из них — Минэкономразвития, Минпромторг и Минприроды направили отрицательные отзывы, выяснил РБК. Минфин, по данным издания, также готовит письмо с отрицательным отзывом. Минэнерго в своем отзыве «поддержало нефтехимиков», сказал «Ведомостям» федеральный чиновник.
  • В письмах министерств излагаются многочисленные негативные последствия изъятия прибыли металлургов и химиков — сокращение инвестпрограмм и персонала, потеря внешних рынков, снижение ВВП и «подрыв принципа стабильности и предсказуемости фискальных условий». Еще один аргумент чиновников — изъятие прибыли у бизнеса для реализации майского указа Путина помешает выполнить пункты того же указа о повышении производительности труда и увеличении несырьевого неэнергетического экспорта.
  • За неделю позиция правительственных чиновников существенно изменилась. В прошлую пятницу, если верить источникам «Интерфакса», на совещании в Минпромторге представителям компаниям говорили, что поручение должно быть исполнено, список может быть расширен, а компаниям остается лишь предложить нужные для этого меры.
  • Сам Белоусов сейчас в отпуске, но это не помешало ему назначить на 24 августа встречу с руководителями 14 компаний из списка. Представители компаний удивлены, зачем нужна встреча уже после формирования позиции правительства, на которую всю эту неделю ссылаются в администрации президента.

Что мне с этого?

Чем закончится спор правительства с Андреем Белоусовым, пока непонятно, хотя безапелляционная позиция министерств заставляет предположить, что за эту неделю что-то изменилось. Но на протяжении всего четвертого срока Владимира Путина такие противоречия будут возникать снова и снова: они заложены в самой идее майского указа — дорогостоящей программы развития в условиях ограниченного финансирования и международных санкций.

ДЕНЬГИ

Против Турции готовят новые санкции

Только рынки успели переварить турецкий кризис конца прошлой недели, а курс рубля к доллару — более или менее стабилизироваться, как перед Турцией возникла новая неприятная перспектива. Сегодня министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что США уже готовы наложить на Турцию новые санкции, если власти страны не освободят американского пастора, из-за ареста которого начался нынешний конфликт. Сроков Мнучин не назвал, отметив, что это произойдет «скоро». Значит, надо готовиться к новым скачкам на развивающихся рынках, в том числе и российском. Турецкое правительство к ним уже готовится. На словах оно отрицает любую возможность повышения ключевой ставки, но в реальности местный ЦБ незаметно начал повышать стоимость заимствований для банков, прекратив проводить аукционы недельного РЕПО.

Дерипаска в российском офшоре

Первые с 1990-х российские внутренние офшоры готовы принять первого резидента — зарегистрированную на Кипре дочернюю электроэнергетическую компанию En+ Олега Дерипаски. Вслед за этим председатель совета директоров En+ и автор плана вывода компаний Дерипаски из-под санкций лорд Грегори Баркер пообещал подумать о переводе в одну из российских офшорных зон и головную En+, зарегистрированную в Джерси. Регистрация в российском офшоре даст компании налоговые преференции, отсутствие валютного контроля, а также ограничит доступ к информации о ее бенефициарах для всех, кроме российских регуляторов и судов.

СИГНАЛЫ

Анну Павликову и Марию Дубовик отпустили под домашний арест

Дорогомиловский суд Москвы отпустил под домашний арест двух обвиняемых по делу «экстремистской организации» «Новое величие», 18-летнюю Анну Павликову и 19-летнюю Марию Дубовик. Их освобождения требовали участники несогласованного «марша матерей», прошедшего в среду в Москве. Подробно о деле, которое стало самым ярким примером полицейской провокации в России, можно прочитать здесь.

ПРАКТИКА

Ниши для единорогов

Аналитики считают, что в ближайшее время в мире может появиться намного больше единорогов (стартапов, которые еще до IPO оцениваются как минимум в $1 млрд), чем во все предыдущие годы. Где они появятся? Около 40% (103 стартапа) нынешних единорогов сконцентрированы в пяти основных секторах — анализ данных (10), финтех (31), здравоохранение (20), разработка софта и интернет-услуги (25), услуги по требованию (services on demand, 17). Большая часть единорогов (47%) открывается в США, их постепенно догоняет Китай (30%).

Проблемы европейских технологических стартапов

Почему в Европе нет своих технологических компаний, сравнимых по масштабам с американскими Apple, Amazon, Google, Microsoft, Facebook и китайскими Alibaba и Tencent с капитализацией от $400 млрд до $1 трлн? Времена Nokia и Ericsson уже прошли, самые крупные технологические компании в Европе сегодня — это шведская Spotify (оценивается в $34 млрд) и немецкая SAP ($140 млрд). Проблема в том, что некоторые стартапы (например, Zalando — «берлинский Amazon») даже не стремятся выйти на международный рынок, пытаясь создать региональный аналог успешной зарубежной компании; другим просто тяжело выйти за пределы своей страны из-за культурных, языковых и юридических различий; рост стартапов тормозят и непредвиденные шоки вроде брекзита. Из-за этого многие стартапы либо выгорают сами, либо их покупают зарубежные инвесторы (как в случае с голландской Booking.com). Но именно сегодня у европейских стартапов есть шанс обойти своих конкурентов, вокруг которых в последнее время разгораются громкие скандалы (вроде утечки данных с Facebook или слежки Google). Подробнее — здесь (платно на английском).

Петр Мироненко