В Самаре идет суд о запрете толкований Корана
Красноглинский районный суд Самары начал рассмотрение иска о запрете ряда исламских религиозных сочинений.
21 января 2019 года Красноглинский районный суд Самары начал рассмотрение по существу иска прокуратуры Самарской области о признании экстремистскими ряда исламских религиозных книг, который поступил в суд 13 июня 2018 года.
Среди них авторитетные толкования Корана – Ибн Касира (Абуль-Фидаа Исмаил ибн Умар ибн Касир ад-Димашки.Тафсир аль Куран аль-Азым. Комментарий к Великому Корану Мухтасар (Махачкала: Китаб, 2013-2014. Т. 2, 3)) и ас-Саади (Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана. Облегчение от Великодушного и Милостивого. В 3 т. Перевод с арабского Э.Кулиева (М. Эксмо-Умма, 2014. Т. 1, 3)). Кроме того, в иске фигурируют книги из серии "Значение и смысл Корана" (SKD Bavaria Verlag & Handel GmbH, 1999). Как указывает прокуратура, все они были изъяты в молельном доме в поселке Красный Пахарь Самарской области в рамках оперативно-разыскных мероприятий у предполагаемых членов "подпольной салафитской ячейки".
Иск основан на результатах лингвистического исследования, выполненной в марте 2018 года УФСБ России по Самарской области. Как заявляет прокуратура, эксперты обнаружили в представленной к исследованию литературе "высказывания экстремистского характера, направленные на возбуждение ненависти, вражды либо розни по признаку отношения к религии (в отношении групп «иудеи», «христиане», «неверующие»)". В июне 2018 года суд заказал по делу новую экспертизу.
Интересы выпустивших книги издательств "Китаб", "Издатель Эжаев А.К.", "Татмедиа" ПИК "Идел-Пресс", и "Эксмо" представляют известные адвокаты Равиль Тугушев, Саид-Магомед Чапанов, Руслан Нагиев и Марат Ашимов.
Центральное духовное управление мусульман России поддержало иск прокуратуры, в то время как Совет муфтиев России совместно с Духовным управлением мусульман РФ выпустили заявление против признания экстремистским "Толкования Священного Корана" в переводе Эльмира Кулиева. "Необходимо отметить,– говорится в заявлении, подписанном муфтием Равилем Гайнутдином, – что книга «Толкование Священного Корана» на протяжении более чем десяти лет использовалась в качестве вспомогательной литературы в мусульманских учебных заведениях, а также является настольной книгой у многих имамов и преподавателей, и зарекомендовала себя с положительной стороны… Едва ли можно найти другое классическое толкование Корана, в котором такие достаточно сложные и проблемные вопросы излагаются в столь деликатной и умеренной манере… Считаем правильным вновь заявить: при проведении экспертизы целесообразно осуществлять не только психолого-лингвистическую экспертизу, необходимо проводить также и религиоведческую экспертизу с привлечением богословов, религиоведов и экспертов в данной области".
Мы не имели возможности ознакомиться со всеми сочинениями, вызвавшими нарекания у самарской прокуратуры, однако в фигурирующем в иске тафсире Ибн Касира признаков экстремизма мы не нашли. Упоминание содержащихся в Коране призывов к борьбе с неверными, а также негативные высказывания об иноверцах, с нашей точки зрения, не следует трактовать как прямые агрессивные призывы, представляющие угрозу для последователей иных религий. Претензии к религиозным сочинениям зачастую являются следствием наличия в определении экстремистской деятельности такого элемента как "пропаганда превосходства человека по признаку отношения к религии", который трактуется правоохранительными органами и судами чрезмерно широко, фактически создавая возможность для запрета любой религиозной литературы. На наш взгляд, соответствующую формулировку в законе о противодействии экстремизму необходимо изменить. Что касается "Толкования Священного Корана" ас-Саади, в нем содержится ряд высказываний, вольно интерпретирующих аяты Корана, которые можно расценить как одобрение джихада.
Напомним, ранее скандальные попытки запрета Корана в переводе Кулиева, а также сборника коранических аятов "Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в Исламе", приводили к протестам мусульман, так что был принят закон о запрете на признание экстремистскими священных писаний мировых религий. Сборники хадисов суды запрещали вопреки недовольству верующих. Кроме того, ранее в Омске была запрещена книга Эльмира Кулиева о Коране.
31 января 2019 года суд удовлетворил ходатайство защиты о проведении новой судебной экспертизы. По решению суда она должна была быть проведена в Казанском межрегиональном центре экспертиз, проводившем исследование в рамках параллельного процесса по запрету тафсиров в Лаишевском районном суде Татарстана; в этом исследовании адвокаты издателей выявили значительные недостатки, так что суд назначил другую экспертизу. 17 июля 2019 года стало известно, что Казанский межрегиональный центр экспертиз отказался проводить экспертизу по запросу Красноглинского районного суда.
Источники
- Карточка административного дела № 2а-7/2019 (2а-1550/2018) // Сайт Красноглинского районного суда Самары. 2019. Январь.
- Прокуратура: В ЦДУМ дали показания против мусульманской литературы // IslamNews. 2019. 16 января.
- Прокуратура снова требует запретить толкование Корана // Ансар. 2019. 11 января.
- Рустам Джалилов. Суд о запрете толкования Корана напомнил о проблемах со списком экстремистских материалов // Кавказский узел. 2019. 22 января.
- Судья назначил самую дорогую экспертизу тафсира Корана // Ансар. 2019. 31 января.
- По материалам соцсетей.
- Соб. инф.