Дата
Автор
Ирина Малкова, Петр Мироненко, Анастасия Стогней
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Им доверили рост: кто будет отвечать за экономику в новом правительстве

Главное изменение в экономическом блоке нового правительства — назначенный Михаилу Мишустину «жесткий государственник» Андрей Белоусов в кресле первого вице-премьера. А еще — переезд Максима Орешкина в Кремль и новый министр экономики из команды Собянина. И у всех — очень разные взгляды.

Фото: с сайта правительства

О перестановках в правительстве было объявлено после многочасового ожидания. Едва ли не самые большие изменения произошли в экономическом блоке. Рассказываем, кто будет отвечать за российскую экономику в правительстве Михаила Мишустина — и какие роли будут у каждого игрока этой команды.

Андрей Белоусов: идеолог нацпроектов и госинвестиций

Первым вице-премьером вместо Антона Силуанова назначен Андрей Белоусов, бывший помощник Путина по экономике.

Идея с назначением Белоусова на этот пост для Михаила Мишустина была неожиданностью, рассказывал The Bell один из знакомых премьера. У них хорошие отношения, но это решение было Мишустину навязано, подтверждает федеральный чиновник. Мишустин понимает, что Белоусов, который много лет был помощником Путина по экономике, может сводить все его инициативы на нет, считает один из собеседников The Bell.

Одним из первых обещаний Мишустина на новом посту было наладить диалог с бизнесом. Белоусов — не самый подходящий для этого кандидат. Экономист Кирилл Тремасов называет Белоусова главным идеологом политики последних лет, которую можно свести к подмене частных инвестиций государственными. В 2018 году Белоусов стал автором знаменитой идеи об изъятии сверхприбылей у сырьевых компаний для финансирования майского указа Владимира Путина. Бизнес жестко раскритиковал идею, большинство министерств дало на нее отрицательные отзывы, а теперь уже бывший первый вице-премьер Антон Силуанов комментировал инициативу со скепсисом — в итоге план был похоронен, а вместо него появился закон о защите инвестиций. Еще одна чувствительная для бизнеса история, с которой СМИ осторожно связывали первого вице-премьера, — дело Baring Vostok. Белоусов дружит с инициатором дела Артемом Аветисяном, и в марте 2019 года помощнику президента даже пришлось публично заверять, что он не имеет никакого отношения к резонансному делу.

Белоусов считается членом президентской команды — скорее всего, у него сохранится возможность обращаться к Путину с вопросами напрямую. Потомственный экономист, в 90-е он работал в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, в 2000-е — в собственном Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В 2006-м Герман Греф позвал его своим заместителем в Минэкономики, а в 2008-м, когда Владимир Путин стал премьером, Белоусов попал в аппарат правительства — на главную экономическую должность директора департамента экономики и финансов.

«Путин хорошо относится к Белоусову, и тот, работая в правительстве Дмитрия Медведева, считается членом именно президентской команды», — писали «Ведомости» уже про кабинет Медведева 2012 года; в нем Белоусов занимал должность министра экономического развития). На посту министра он выступал за рост расходов бюджета на инфраструктурные проекты, чтобы подхлестнуть рост экономики. Именно этот сценарий реализуется сейчас в нацпроектах, которые тоже были задумкой Белоусова. В 2013 году Белоусов был назначен на ключевую должность экономического помощника в администрацию президента. «Все бумаги и экономические предложения, [поступающие президенту], замыкаются на него», — пояснял The Bell федеральный чиновник.

Белоусова собеседники The Bell называют и главным идеологом реформ, которые позволят увеличить госрасходы, — в том числе повышения НДС. Чтобы найти деньги на нацпроекты, он предлагал и другие варианты повышения налоговой нагрузки, напоминают «Ведомости», — например, ввести соцплатеж с населения за медицинские услуги и 4%-ный налог с продаж.

Прошлое правительство Белоусов критиковал за слабую работу над нацпроектами, а ЦБ — за слишком медленное снижение ключевой ставки. Давние и принципиальные споры у Белоусова были и с Алексеем Кудриным.

Белоусов не просто исполнитель, у него в голове есть своя картина, как должна функционировать российская экономика, и он, как может, воплощает ее в жизнь, рассказывал The Bell еще один чиновник. К тому же Белоусов — жесткий государственник и верит в «кольцо врагов» вокруг России: «в 2014 году только он из экономического окружения Путина поддержал присоединение Крыма».

Антон Силуанов: охранитель бюджета

Должности первого вице-премьера лишился, но сохранил пост министра финансов Антон Силуанов — сторонник жесткой бюджетной политики. Но с приходом Белоусова экономический блок правительства может активизироваться с точки зрения госинвестиций, предполагает Тремасов, — только на обещания Путина из послания Федеральному собранию потребуется дополнительно свыше 400 млрд рублей.

Силуанов на посту первого вице-премьера предлагал не разбазаривать излишки ФНБ, ограничив траты 1 трлн рублей (из 6–7 трлн) за три года.

То, что Силуанов остался в правительстве, — хороший сигнал для финансовых рынков, говорит Тремасов: скорее всего, он будет и дальше отстаивать бюджетное правило, а пока оно действует, резко и неконтролируемо нарастить госрасходы не получится.

Максим Орешкин: советник из Кремля

Из администрации президента курировать его будет бывший министр экономического развития Максим Орешкин, который все-таки, похоже, идет на повышение. О его назначении помощником президента по экономике вместо Белоусова официально пока не объявлено, но Орешкин еще в выходные начал искать себе команду. Люди из его команды звонили разным чиновникам и предлагали перейти в администрацию президента, рассказал The Bell федеральный чиновник.

Орешкин работал в ЦБ, «ВТБ Капитале», Минфине и сделал стремительную карьеру во власти. В 2017 году Bloomberg называл его новым любимцем Путина в правительстве. В отличие от Белоусова, Орешкин выступал скорее за уменьшение доли государства в экономике, но тоже активно критиковал ЦБ, вступая в публичные споры с Эльвирой Набиуллиной. Одной из последних идей, которые поддерживал министр, было обнуление НДФЛ для бедных. Обратной стороной такого решения может быть повышение налоговой нагрузки для всех остальных.

Максим Решетников: министр без опыта в федеральной власти

Вместо Орешкина министерство экономики возглавил новичок для федеральных органов власти — губернатор Пермской области Максим Решетников. Он возглавил регион только в 2017 году, а до этого пять лет работал в правительстве Москвы у Сергея Собянина. В нем Решетников руководил департаментом экономической политики и развития. Для правительства он пока скорее «темная лошадка».

Ему придется в новой должности тяжелее всего, предсказывает бывший первый зампред ЦБ, председатель наблюдательного совета Мосбиржи Олег Вьюгин: «Во-первых, потому что до этого он не работал в федеральных органах власти, а во-вторых, потому что Минэк традиционно находится в подчинении у финансистов — Минфина и ЦБ».

Как губернатор Решетников отстаивал финансовую свободу регионов, отмечают «Ведомости» — выступал за увеличение доли налога на прибыль, направляемой в федеральный бюджет (с 2 до 3 п. п. из 20%), увеличение собственных доходов регионов, неизменность правил для них, а в случае изменений правил — за компенсации.

Несмотря на то что теперь в экономическом блоке будут работать чиновники с разными взглядами, никаких конфликтов между ними не будет — все они умеют договариваться, успокаивает Вьюгин.

Об этом говорят

Трудно ожидать, что новый состав перевернет всю парадигму и выведет темпы роста на новый рост — в лучшем случае таким технологическим образом можно добиться дополнительного 1% ВВП, но не более, считает Сергей Романчук из ACI Russia. После нескольких лет жизни в болоте любые перемены вызывают оптимизм, но пока сохраняется огромный уровень неопределенности, и инвесторы не станут делать ставку на эти изменения, говорит Кирилл Тремасов.

«Так как важнейшие решения по экономической политике продолжит принимать президент, вне зависимости от того, кто из новых персоналий вошел в кабмин, сохранится политика профицита — только уже не такая жесткая. Сохранится контроль над инфляцией, поскольку никто не заинтересован в том, чтобы перечить Центральному банку. Скорее всего, деньги на нацпроекты будут выделяться более разумно и конкретно. Но серьезных изменений в макроэкономической политике я не предвижу».

Олег Вьюгин, председатель наблюдательного совета Мосбиржи

«Если принять версию, что главной причиной отставки правительства стал провал нацпроектов, назначение Белоусова выглядит очень логично. Он — главный идеолог экономической политики последних лет, которую можно свести к подмене частных инвестиций государственными. Он считается инициатором повышения НДС. То, что в правительстве остался Силуанов, — хороший сигнал для финансовых рынков: скорее всего, он будет и дальше отстаивать бюджетное правило. При этом с приходом Белоусова экономический блок может активизироваться с точки зрения госинвестиций, начать тратить ФНБ.

Это может создать, а может и не создать, инфляционные риски — зависит от того, будет ли бюджет просто наращивать расходы или проведет аудит и перераспределит выделенные на непроизводительные расходы средства. К тому же рост госрасходов сдерживается бюджетным правилом, поэтому резко и неконтролируемо нарастить их не получится. В целом мы несколько лет жили в болоте, было видно, что жизнь умирает, малый и средний бизнес чахнет, ощущение безнадеги. В таких обстоятельствах любые перемены вызывают оптимизм. Но пока сохраняется огромный уровень неопределенности, и инвесторы не станут делать ставку на эти изменения».

Экономист Кирилл Тремасов

«Интересно, какой будет функционал у Белоусова, поскольку портфеля конкретного министерства у него нет. Скорее всего, он поставлен в кабмин для того, чтобы курировать нацпроекты и исправлять недоработку предыдущего правительства, которое не смогло освоить триллион рублей. Белоусов — идеолог того, чтобы тратить, точно сможет справиться с этой задачей. Несмотря на то что Силуанов придерживается других взглядов, противоречий между ними не будет: во многом министр финансов выполняет техническую функцию.

Трудно ожидать, что новый состав кабмина перевернет всю парадигму и выведет темпы роста на новые значения — в лучшем случае таким технологическим образом можно добиться дополнительного 1% ВВП, но не более. Единственное, что действительно важно и сможет вывести развитие экономики на новый уровень, это мандат Мишустина и Белоусова на проведение судебной и правоохранительной реформы, если такой есть».

Сергей Романчук, президент ассоциации ACI Russia