Более 50 петербургских муниципальных депутатов подписали обращение к генпрокурору из‑за приговора по «пензенскому делу»
Петербургские муниципальные депутаты обратились к генпрокурору Игорю Краснову из-за приговора по «пензенскому делу», фигуранты которого получили до 18 лет колонии. Обращение опубликовал в своем телеграм-канале руководителя фракции «Яблоко» в Законодательном собрании Борис Вишневский.
На момент публикации новости обращение подписали 56 депутатов. Они назвали уголовное дело «полностью сфабрикованным», а приговор неправосудным и несправедливым.
«Просим Вас принести протест на решение Приволжского окружного военного суда с целью отменить обвинительный приговор и вынести оправдательный, провести расследование всех обстоятельств фабрикации этого дела и привлечь к установленной законом ответственности всех, кто применял пытки к обвиняемым, фальсифицировал "доказательства" по этому делу и выносил неправосудный приговор», — пишут депутаты.
Кроме того, они попросили, чтобы при продолжении рассмотрения в Петербурге дела двух других обвиняемых — Виктора Филинкова и Юлия Бояршинова — прокуратура отказалось от предъявленных обвинений. Заседание назначено на 25 февраля.
Ранее в поддержку осужденных по «пензенскому делу» уже выступили кинематографисты, учителя, психологи, книжные магазины и независимые общественные наблюдатели.
Пензенское дело
Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Зорина, Шакурского, Куксова, Пчелинцева, Чернова и Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Иванкин и Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля 2018 года стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе 2018 года в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.
Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом.
Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. Уже в суде о пытках сообщил еще один обвиняемый — Андрей Чернов.
О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию и получил там политическое убежище.
Пчелинцев и Шакурский говорили, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.
СК проигнорировал все жалобы фигурантов дела на пытки. Так, в случае Филинкова следователь решил, что сотрудники ФСБ били его электрошокером законно, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.
Первый приговор вынесли антифашисту Игорю Шишкину — он получил 3,5 года колонии. Он полностью признал вину, подписал соглашение о сотрудничестве со следствием и дал показания против других обвиняемых. Дело против еще одного фигуранта — Егора Зорина — прекратили в сентябре 2018 года. Он дал тоже показания на других фигурантов, после чего его отпустили под домашний арест.
Весной Московский окружной военный суд на выездных заседаниях в Петербурге начал рассматривать по существу дело Филинкова и Бояршинова, приговор им еще не вынесли. Суд в Пензе рассматривал дело остальных обвиняемых. В итоге Дмитрий Пчелинцев получил 18 лет колонии строгого режима, Илья Шакурский — 16 лет колонии строгого режима и штраф 50 тысяч рублей, Арман Сагынбаев — 6 лет колонии общего режима, Василий Куксов — 9 лет колонии общего режима, Михаил Кульков — 10 лет колонии строгого режима, Максим Иванкин — 13 лет колонии строгого режима, Андрея Чернова приговорили к 14 годам колонии строгого режима.