Дата
Автор
Петр Мироненко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Победит ли Сечин сланцевую нефть, запретное слово «карантин» и Сбербанк в системе платежей ЦБ

В США обанкротился первый крупный производитель сланцевой нефти. Значит ли это, что объявленная Россией ценовая война закончится победой?

Пусть и ценой обвала российской Urals до $13 за баррель, «план Сечина» по выдавливанию с рынка американской сланцевой нефти, казалось бы, дает плоды. Сегодня в США на фоне обвального падения цен было объявлено о банкротстве первой крупной сланцевой нефтяной компании Whiting Petroleum, многие другие сланцевики, набравшие долгов в «жирные годы», — на грани банкротства. Но аналитики советуют оппонентам сланцевой нефти не обольщаться — именно этот сектор сможет быстрее всех восстановить добычу после завершения кризиса и выйти из него победителем.

  • Первой жертвой затеянной Россией ценовой войны и обвала спроса из-за пандемии стала Whiting Petroleum — одна из крупнейших компаний, осваивающих участки Баккеновской формации, самого большого в США месторождения сланцевой нефти в штате Северная Дакота. В среду Whiting Petroleum подала иск о защите от кредиторов (то есть фактически объявила о банкротстве), предложив им конвертировать долг в размере $2,2 млрд в 97% акций компании. Справедливости ради, Whiting начала испытывать финансовые проблемы еще до начала большого кризиса. С декабря 2019 года ее акции подешевели в 11 раз, а капитализация, на пике в 2011 году составлявшая $15 млрд, упала до $61 млн.
  • Это банкротство — только первая ласточка, пишут американские СМИ. Переговоры с кредиторами сейчас ведут уже несколько крупных компаний. Обвал цен на нефть поставил многих производителей сланцевой нефти на грань разорения. При цене на баррель американской WTI около $20 за баррель они не могут обслуживать долги, набранные за годы относительно высоких цен на нефть, пишет WSJ.
  • Намерение остановить рост сланцевой добычи в США считается одной из главных причин выхода России из сделки с ОПЕК об ограничении добычи нефти в начале марта. Игорь Сечин, которого называют главным идеологом разрыва сделки, еще в 2017 году называл рост сланцевой добычи главным риском сделки ОПЕК+, в результате которой мировые цены оставались на уровне выше $50, комфортном для американских нефтяников с их высокой себестоимостью. В этом году аргумент Сечина сработал, рассказывал один из его знакомых. «Вот сейчас мы им покажем! Они при текущей цене активно вкладывают в свою сланцевую нефть, но ее добыча при цене ниже $40 едва ли целесообразна», а «Роснефть» может позволить себе такое падение, пересказывал он позицию Сечина.
  • Цена этого решения, совпавшего с началом пандемии, которая к апрелю приведет к обвалу мирового суточного спроса на нефть на 18–22%, оказалась для России высока. Баррель Brent стоит дешевле $25, а цена российской нефти Urals уже упала ниже $13 — это дешевле, чем европейский мазут.
  • Но даже при такой огромной цене борьба с американскими сланцевиками может оказаться напрасной. В аналитической записке от 31 марта Goldman Sachs пишет: именно сланцевая нефть может оказаться главным победителем по итогам кризиса. Дело в том, что нынешний обвал спроса неизбежно заставит нефтяные компании останавливать добычу — а когда эпидемия отступит и спрос восстановится, чисто технологически быстрее всех ее смогут восстановить две категории нефтяных компаний: сланцевики и ближневосточные страны, которые традиционно держат часть своих мощностей «под парами». Именно они смогут захватить долю рынка после его восстановления, считают в GS.
  • Производители сланцевой нефти и саудиты имеют возможность более гибко реагировать на изменения конъюнктуры в силу технологии, соглашается директор московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Срок жизни скважины у первых — 7–8 лет, у вторых нефть вообще бьет фонтаном, и вообще нет такого понятия, как насосная добыча. В России срок жизни скважины гораздо длиннее, а значит, мобильность — значительно меньше.
  • При текущих ценах сланцевикам тяжело работать, их себестоимость не покрывается, констатирует профессор ВШЭ Марсель Салихов. «Но у них есть специфика: 70% добычи приходится на первый год после гидроразрыва пласта. Если прекратить бурение новых скважин, отдача действующих быстро уменьшится и сама сойдет на нет: затрат на остановку производства нет, а когда цены восстановятся, его будет легко запустить», — поясняет он. Банкротства он называет в какой-то мере положительной новостью для сектора: положение сланцевиков до кризиса было не очень хорошим, они накопили большой объем долгов — а банкротства спишут финансовые обязательства, но позволят продолжать операционную деятельность. В отличие от российского, американский рынок нефтедобычи высококонкурентен и ликвиден; в нынешней ситуации покупатели 20 раз подумают перед приобретением такого актива, но с большой долей вероятности спрос на него будет, считает Борисов.

Что мне с этого?

Стратегический успех ценовой войны с американскими бурильщиками выглядит маловероятным — а вот нынешние цены на нефть грозят российскому бюджету потерями в размере 400 млрд рублей в месяц. Очень кстати в момент, когда государству и так придется потратить триллионы на поддержку экономики из-за эпидемии.

КОРОНАВИРУС DAILY

Плохое слово — «карантин»

Мы еще в понедельник рассказали, как Сергей Собянин оказался едва ли не главным сторонником жестких мер по борьбе с коронавирусом, что уже привело к его разногласиям с правительством во главе с Михаилом Мишустиным. Жестких ограничений по мере распространения вируса в Москве начали требовать и губернаторы регионов — «на селекторе штаба в четверг на все просьбы губернаторов о более жестких мерах [Собянин] орал в ответ, что такие решения должно принимать правительство», — рассказывал один из собеседников The Bell. Владимир Путин в этой ситуации предпочитает дистанцироваться, перекладывая непопулярные решения на правительство — в своем обращении к нации он не объявил всеобщий карантин, а вместо этого объявил целую неделю «нерабочими днями» с сохранением 100% зарплаты, чем немало раздосадовал бизнес. «Медуза» сегодня продолжает тему и рассказывает, что Кремль видит в непопулярных антивирусных мерах угрозу рейтингу президента.

Официально число зараженных в России тем временем приблизилось к трем тысячам человек. Всего их — 2777, за последние сутки — 440 новых случаев, 267 из них в Москве. Но прирост заболевших в среду, 1 апреля, оказался меньше, чем во вторник, когда число диагностированных с коронавирусом выросло на 500.

  • Сам Путин перешел на преимущественно дистанционный режим. Сегодня он общался с правительством по видеосвязи, а при личных встречах — соблюдает социальную дистанцию, сообщил Дмитрий Песков.
  • Карантин для москвичей и жителей уже почти всех регионов, вероятно, продлится дольше «путинских каникул». Сегодня руководитель Роспотребнадзора Анна Попова объявила, что его не следует снимать после 5 апреля: срок самоизоляции должен быть 14 дней или больше.
  • Привычки россиян в карантине постепенно меняются: всплеск покупки продуктов про запас почти сошел на нет, зато начало расти потребление спиртного, наглядно показал отчет Сбербанка о потребительской активности россиян с 23 по 29 марта. В категории «Винные магазины» — рост на 21,9% неделя к неделе и на 31,8% в годовом выражении. Расходы на развлечения упали на 80%.

О других важнейших новостях о коронавирусе в России и в мире — читайте в нашем ежедневном дайджесте.

ДЕНЬГИ

Мишустин нашел 1,3 трлн рублей на коронавирус

Принятый в середине марта первый пакет антикризисных мер правительства для поддержки экономики на 300 млрд рублей особо никого не впечатлил — и сегодня на селекторном совещании с Владимиром Путиным Михаил Мишустин рассказал о готовящемся втором пакете. Всего, по его словам, Минфин зарезервировал на ликвидацию последствий эпидемии 1,4 трлн рублей, или около 1,2% ВВП. 171 млрд рублей пойдет на отсрочки и реструктуризацию бюджетных кредитов регионам, 150 млрд — на льготные кредиты малому и среднему бизнесу (МСП) для выплаты зарплат (напомним, речь идет только о зарплатах в размере МРОТ). Еще 20 млрд рублей покроет бесплатную аренду государственной недвижимости для МСП, а еще 1,5 млрд — авиакомпаниям на вывоз россиян из-за границы. Куда пойдут остальные деньги, Мишустин не сказал, но самое главное — не сказал, откуда Минфин эти деньги возьмет, что, учитывая надвигающийся дефицит бюджета, особенно интересно.

В Сбербанк можно будет перевести деньги по номеру телефона

Редкая хорошая новость на фоне происходящего: это наконец свершилось — Сбербанк объявил, что в тестовом режиме подключился к системе быстрых платежей (СБП) ЦБ. Теперь клиенты других банков наконец смогут переводить деньги на карты «Сбера» по номеру телефона. Более того, с 1 мая ни Сбербанк, ни банки-контрагенты не смогут взимать за переводы в СБП менее 100 тысяч рублей комиссию — такое решение ЦБ принял в конце марта на фоне разворачивающейся эпидемии коронавируса. СБП была запущена еще в начале 2019 года, но Сбербанк, занимающий доминирующее положение на рынке карточных переводов, больше года уклонялся от подключения. Это стало одной из причин разлада между Эльвирой Набиуллиной и Германом Грефом.

ПРАКТИКА

Свадьбы не будет

Хотя российские власти и планируют организовать дистанционную регистрацию браков, очевидно, что свадебная индустрия станет одной из самых пострадавших от эпидемии. В США, где объем этого рынка составляет $54 млрд в год, уже считают убытки, и больше всех, конечно, пострадает Лас-Вегас, на который приходится $2 млрд из этой суммы. По данным издания Wedding Report, 6,5% пар отменили свадьбы, 28% переносят их на более поздний срок в 2020 году, 22,5% — не верят в лучшее и будут уже ждать 2021-го. Все остальные — ждут развития событий.

Коронавирус победил Трампа в черном списке рекламодателей

Коронавирус принес всем мировым СМИ не только очевидные проблемы в виде сворачивания рекламных контрактов, но и некоторые бонусы — прежде всего в виде роста трафика. Только вот монетизировать этот трафик на так просто. Как пишет WSJ, бренды отказываются размещать рекламу в материалах, связанных с эпидемией (попробуйте посчитать на сайте любого издания число новостей, которые с ней не связаны). Слово «коронавирус» стремительно вырвалось на первое место в черном списке заблокированных рекламодателями ключевых слов в системах контекстной рекламы. До этого несколько лет с приличным отрывом в этом списке лидировало слово «Трамп».