Жена осужденного по «пензенскому делу» Иванкина рассказала, что его без адвоката допросили по делу об убийстве под Рязанью
Осужденного по «пензенскому делу» Максима Иванкина допросили в чувашской колонии №9 без адвоката по делу о двойном убийстве под Рязанью, сообщила в фейсбуке его жена Анна Шалункина.
Иванкина поместили в штрафной изолятор (ШИЗО) 31 марта на 10 дней. По словам Шалункиной, причиной стало то, что «при обыске вещей, содержимое баула якобы не соответствовало описи этого самого содержимого». Осужденного вызвали к начальству колонии. Там, пишет девушка, его ожидали трое сотрудников ФСБ, «желающие с ним побеседовать». После отказа общаться с силовиками без адвоката Иванкину сделали еще один выговор, говорится в публикации.
Как утверждает жена заключенного, 2 апреля в ШИЗО пришел следователь СК Косенко. «Во время моего допроса тонко намекнул мне, что у моего мужа возникнут в колонии проблемы», — вспоминает Шалункина. Косенко провел допрос Иванкина в качестве свидетеля по делу об убийстве, отказав ему в вызове адвоката.
«Следователь не придумал ничего более гениального, кроме как вести протокол допроса, записывая свои вопросы, а в качестве ответов на них, указывать, что Иванкин взял », — написала Шалункина.
В феврале 2020 года Максима Иванкина приговорили к 13 годам колонии строгого режима по . Весной того же года антифашист Алексей Полтавец рассказал «Медузе», что он и Иванкин убили пропавших в 2017 году Екатерину Левченко и Артема Дорофеева, с которыми раньше дружили.
В марте 2020 года пятеро осужденных по «пензенскому делу», в том числе Иванкин, требовали допросить их по делу о двойном убийстве.
Пензенское дело
Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Зорина, Шакурского, Куксова, Пчелинцева, Чернова и Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Иванкин и Кульков — скрылись и были объявлены в розыск; 6 июля 2018 года стало известно, что их задержали в Москве, отвезли в Пензу и арестовали. В январе 2018 года в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.
Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; многих задержанных объединяет и увлечение страйкболом.
Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно говорили Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. В сентябре Арман Сагынбаев сказал, что дал признательные показания под пытками. Уже в суде о пытках сообщил еще один обвиняемый — Андрей Чернов.
О допросе с применением электрошокера сообщал и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию и получил там политическое убежище.
Пчелинцев и Шакурский говорили, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО. Шишкин о пытках не заявлял, однако врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов. Кроме того, обвиняемый Юлий Бояршинов несколько месяцев провел в «пресс-хатах» СИЗО-6 Ленинградской области. Там его несколько раз избивали.
СК проигнорировал все жалобы фигурантов дела на пытки. Так, в случае Филинкова следователь решил, что сотрудники ФСБ били его электрошокером законно, а следы на теле Капустина остались не от шокера, от укусов клопов.
Один из фигурантов дела — антифашист Игорь Шишкин — получил 3,5 года колонии. Он полностью признал вину, подписал соглашение о сотрудничестве со следствием и дал показания против других обвиняемых. Дело против еще одного фигуранта — Егора Зорина — прекратили в сентябре 2018 года. Он дал тоже показания на других фигурантов, после чего его отпустили под домашний арест. В начале февраля семеро фигурантов дела «террористического сообщества "Сеть"» получили сроки от 6 до 18 лет колонии. В июне Филинкова и Бояршинова приговорили к семи и пяти с половиной годам колонии.