Оригинал
Страница
40

Дети застеколья

Мы работаем над тем, чтобы улучшить качество распознавания текста этого материала.
Вы также можете прочитать его в PDF, переключившись на страницу выпуска.

Российское телевидение борется за выживание при поддержке «Большого брата»

Было время, когда телевизор выполнял функцию «окна в мир»: глядя в него, зритель мог ощутить свою причастность к чему-то гораздо более масштабному, чем обыденная жизнь. Но настал момент, когда вместо окна в настоящий мир телевизор стал окном в мир собственно телевизионный. Телезвезды стали ходить друг к другу в гости, праздновать дни рождения в эфире своих же программ и выяснять отношения при включенных камерах.

Две главные сенсации нынешнего телесезона уже вышедшее на экраны шоу «За стеклом» на ТВ-6 и грядущий «Последний герой» на ОРТ. «Реальные шоу» (reality show) в России, как до того практически по всему миру, являются попыткой телевидения одновременно сохра нить за собой статус «окна в реальность» и удер жать у экрана зрителя.

Российские телеканалы, принявшиеся за освоение «реального пространства», взяли два самых нашумевших и популярных в мире формата: игры «Большой брат» (Big Brother) и «Выживший» (Survivor). Нетрудно догадаться, что в российском варианте аналог «Большого брата» это «За стеклом» (впрочем, созданное ТВ-6 не по лицензии, а самостоятельно с опорой на общие принципы и мировой опыт «реального» жанра), а «Выживший»> это «Последний герой» (уже действительно лицензионный).

Шоу «Большой брат», название которого было позаимствовано из романа Джорджа Оруэлла «1984», впервые было показано два года назад на голландском телеканале Veronica. C этого момента и началась история «реального ТВ», которое, по мнению специалистов телебизнеса, стало самым популярным и самым новаторским тележанром нашего времени.

Идея всех «реальных шоу» сводится к одному: заставить обыкновенных людей жить под прицелом телекамер, позволяющих зрителям видеть все, что происходит с героями, от ежедневных гигиенических процедур до постельных сцен. После Голландии «Большой брат» вышел в 27 странах и породил множество новых форматов-вариаций, предполагающих, что участники более или менее длительное время находятся в замкнутом пространстве и один за другим выбывают из игры.

Так, в Бельгии появился «Крот»: незнакомцы, живущие вместе и выполняющие самые немыслимые задания, должны вычислить, кто же Из них шпион продюсеров. Эта игра была с успехом адаптирована в Голландии, Австралии, Германии и США. На португальском канале SIC сейчас идет вариация «Большого брата» под названием «Телебар»: игроки живут в квартире рядом с баром, являющимся единственным ис точником их доходов. Голландская игра «Автобус», в которой незнакомцы вынуждены не только жить вместе, но и путешествовать по разным городам, уже идет в Испании.

Одно из самых откровенных шоу - английское Smart Hearts - повествует о реальном лю бовном треугольнике (жена, муж и его любовница), о настоящем разводе и подлинных но вых семейных отношениях.

На французском канале М6 (с большим от ставанием от других европейских стран) вышла «История взаперти». Во Франции, где основные форматы телепрограмм не менялись многие десятилетия, это шоу вызвало чрезвычайно бурную реакцию общественности вплоть до де монстраций. Наивысшей точки волна протеста достигла после того, как в эфире была показана обнаженная парочка, развлекающаяся на бортике бассейна. Национальный комитет Франции по аудиовизуальным средствам заявил, что «24-часовая трансляция жизни игроков являет ся нарушением прав человека», и потребовал сократить эфирное время программы.

Количество «реальных шоу» во всем мире впечатляет, однако не стоит искать в них разнообразия идей и творческих находок. В принци пе основу всех игр такого типа составляют три вещи: выживание в экстремальных условиях, реализация сексуальных инстинктов и умение манипулировать другими участниками с целью получения крупного и ценного приза.

Именно на борьбе за существование и строится второе по популярности шоу американский Survivor («Выживший»). Несмотря на головокружительный успех, этот «реальный» приключенческий сериал постоянно сопровождают скандалы. К примеру, в разгар проекта выяснилось, что, поскольку игра идет в записи, для придания сюжетам большей яркости продюсеры иногда снимают по нескольку дублей одной сцены и используют в этих съемках двойников героев. Кроме того, одна из участниц подала на организаторов шоу в суд за то, что они подтасовали результаты голосования, которые привели к ее исключению из игры.

На австралийском канале 10 Network в прошлом сезоне вышла игра «Двадцатидолларовое испытание»: молодые люди отправляются в разные города и живут там некоторое время, имея в кармане только 20 долларов. При этом они не должны нарушать законы, воровать или просить милостыню.

Себастьян Скот, создатель английской игры «Побег из тюрьмы» (она вышла на экраны прошлой осенью), считает, что «реальное телевидение стало уже не просто новой тенденцией, а настоящим прорывом в самом представлении о том, как делается телевидение». По условиям игры десятерых незнакомых людей на три недели помещают в специально построенную тюрьму, где за ними наблюдают 35 камер и 30 охранников, которыми командует бывший начальник настоящего изолятора. Условия содержания игроков максимально приближены к условиям содержания реальных преступников. Задача: совершить побег. Игроки сами вправе решать бежать по одиночке или группой, когда именно и каким образом.

В российском варианте «Выжившего» «Последнем герое», которого со дня на день запустит канал ОРТ, команда участников будет вести борьбу за существование на острове в Карибском море. Но в этом «реальном шоу» собственно шоу больше, чем реальности. Вопервых, выживание для участников - не более чем преодоление трудностей, придуманных сценаристами: залезть на пальму, добыть огонь трением, найти спрятанную на острове еду... Во-вторых, сама изоляция «робинзонов» довольно условна. На необитаемом острове вместе с ними обитают съемочная группа, врачи, психолог, команда спасателей МЧС - все они будут следить за тем, чтобы «реальность» не выходила за рамки, очерченные сценарием и условиями договора. Участники шоу должны дойти до конца игры живыми, здоровыми, телегеничными и бодро отвечающими на вопросы ведущего Сергея Бодрова о том, чему их научило пребывание на острове.

По сравнению с «Последним героем» шоу «За стеклом» - проект более честный и «реалистичный». Шестеро «застекольщиков», изолированных от внешнего мира на тридцать четыре дня, уже прошли почти половину пути, но зрите ли еще не увидели главного события - секса на экране. Видимо, сказываются российская неспешность и закрепощенность. Мальчики щиплют девочек за попки, а потом, разбредясь спать по разным постелям, вяло рассуждают о сексе. Реальность в своем неприкрашенном виде ока залась довольно тоскливой и вязкой.

Помнится, телекритики истекали ядом по поводу бесконечных «женских историй» и «героев без галстуков», которые толкались в эфире, как в переполненном трамвае. В конце концов длинные рассказы о чужой жизни, будь то знаменитая фигуристка или известный политик, порядком наскучили. Теперь эта самая чужая жизнь представлена голыми девочками в душе и фразами типа «Мне один раз телка дала, а у меня не встал». Понятно, что никто и не ожидал от участников шоу вечерних бесед о Бодрийяре и Умберто Эко. Но оказалось, что бывшим телезрителям, а ныне участникам телевизионного шоу «За стеклом», по существу нечего показать миру через широко открытое окно.