Московская полиция на АнтиДимоне: работа на «отлично»?
Начнем с того, что противодействие прогулкам против коррупции в Москве 26 марта было беспрецедентным по количеству задержанных по крайней мере за последние годы. По нашим данным 1043 человека отправились в автозаки после того, как оказались там, где им не следовало оказываться, по мнению властей. Горячая линия ОВД-Инфо была раскалена и мы не успевали записывать подробности задержаний и дальнейшей судьбы звонивших нам. Тем не менее ниже мы постарались кратко описать то, о чем знаем.
Провокаторы
Нам известно про два типа провокаторов, находившихся на акции. Первые подзуживали мирных демонстрантов на столкновения с полицией. Вторые стояли вдоль Тверской прямо в цепи полиции и дружинников и гневными выкриками в адрес протестующих пытались спровоцировать тех на ответные действия. На Пушкинской площади был замечен человек в балахоне с Путиным в темных очках, подбадривавший полицейских и даже помогавший им отсекать людей от группы задержания.
Подростки и случайные люди
Полиция на АнтиДимоне работала по стандартному сценарию: в основном людей выцепляли из толпы без лишних церемоний, никто не представлялся и не рассказывал, за что задерживает.
Не раз уже было отмечено, что в этот день в отделах оказалось довольно много подростков (по данным ОВД-Инфо, всего было задержано около 70 несовершеннолетних). При этом полиция не соблюдала особые правила задержания и содержания несовершеннолетних (они описаны в нашей справке).
Среди задержанных было немало случайных прохожих, не имевших отношения к акции против коррупции. Такое бывает на крупных акциях, но 26 марта дошло до того, что двух человек полиция вытащила из «Макдоналдса». На случайных прохожих, как и на остальных, составляли протоколы в отделах, и для кого-то это закончилось административным арестом.
Дубинкой и холодом
Зафиксировано немало случаев применения грубой силы к людям в центре Москвы. На горячую линию ОВД-Инфо поступали сообщения об избиениях при задержаниях, в автозаках и отделах полиции. При задержании бойцы ОМОНа и оперполков били людей дубинками (иногда одного по двое, иногда по голове), заламывали им руки, придавливали к земле, нажимали на болевые точки, хватали за половые органы и даже ходили берцами по спине лежащим. Особо агрессивно действовала полиция на Пушкинской площади.
Многих людей часами держали в неотапливаемых автозаках или на территории ОВД, не заводя внутрь. Кроме того, за всю практику мониторинга задержаний ОВД-Инфо никогда еще так много людей не перевозили из отдела в отдел, как 26 марта. Очень многим в результате пришлось провести в отделах гораздо больше времени, чем положенные по закону три часа с момента доставления. Разумеется, эта странная логистика привела к тому, что родственникам и защитникам было сложно найти задержанных.
Без связи и без защиты
Но защитники и адвокаты в этот день сталкивались и с более откровенным препятствием: их просто не пускали или по крайней мере не сразу пускали в отделы. Особенно остро эта проблема встала поздним вечером, когда вдруг выяснилось, что во многие ОВД поехали следователи, чтобы допросить задержанных в связи с уголовным делом (причем в разных отделах людям сообщали различную информацию о деле). Из тех отделов, где уже начали отпускать людей, больше уже никто не мог выйти до приезда следователей. Следователи допрашивали и несовершеннолетних, и здесь также были нарушения особых правил. ОВД-Инфо известно, что одного из задержанных подростков заставили подписать 4 пустых листа. Полиция не пыталась остановить подобное поведение СК в своих отделах.
26 марта на свет родился поистине анекдотичный плод полицейской бюрократии — документ под названием «ходатайство о прекращении административного задержания». Полицейские как минимум в одном из отделов в обмен на освобождение предлагали задержанным подписать распечатанную бумагу с примерно таким текстом: «Я, такой-то, пришел на акцию, зная, что она не согласована, признаю свою вину, прошу прекратить административное задержание в связи с тем, что…». Дальше сотрудники предлагали вписать от руки что-нибудь вроде «…меня ждет бабушка». В целом, рапорты и протоколы, как это часто бывает, в каждом отделе составлялись под копирку.
Стоит отметить и некоторые другие нарушения. У людей отбирали телефоны еще в автозаках, а в отделах брали отпечатки пальцев, хотя это и противоречит закону.
Кроме того ОВД-Инфо знает как минимум о трех задержанных, привезенных в суд в наручниках.
Есть или не есть
В некоторых отделах дежурные отказывались принимать воду и еду для задержанных. Но уморить голодом, явно, задачи не было: известен случай, как задержанных накормили просроченным пайком, в итоге оставленный в отделе на две ночи молодой человек, 28 марта был отправлен из Тверского суда во 2-ю инфекционную больницу.
Вообще сотрудники отделов полиции не слишком заботились о здоровье задержанных: не вызывали «скорую», когда это было необходимо, не давали людям лекарств.
Мы очень ждем ваших рассказов в свободной форме, возможна анонимная публикация. Пишите нам!
ОВД-Инфо уже более пяти лет собирает истории тех, кто подвергается политическим преследованиям. Нам важны ваши свидетельства и ваш взгляд изнутри.