Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Рекордное падение рейтинга Путина, Дерипаска против грабительской господдержки, история успеха Xiaomi

Пенсионная реформа уже уронила рейтинг Владимира Путина больше, чем «рокировка» 2011 года, закончившаяся протестами на Болотной. В протестах против повышения пенсионного возраста готовы участвовать 43% россиян. Удастся ли теперь президенту сыграть в «доброго царя», предложив населению смягчение условий реформы?

Фото: Kremlin.ru

В администрации президента не сомневались, что повышение пенсионного возраста вызовет у россиян протесты. Но такого резкого падения личного рейтинга Владимира Путина, всячески дистанцирующегося от реформы, не ожидал никто. Всего за две недели уровень доверия к президенту упал на 14 пунктов — такого резкого падения не было даже в 2011 году, перед протестами на Болотной.

  • По последним (на 24 июня) данным государственных социологов из ВЦИОМ, всего за две недели с момента объявления о реформе уровень одобрения работы Путина упал на 14 пунктов — с 78% до 64%. В последний раз рейтинг Путина был таким низким в январе 2014 года, а таких резких разовых падений не было даже в 2011 году, когда рейтинг Путина был минимальным (ниже 55%).
  • Так же резко падает и уровень доверия к президенту — за месяц он снизился с 46,9% до 38,3% (результаты в этом опросе всегда ниже, потому что респондентам предлагают самим назвать политиков, которым они доверяют). Примерно на столько же снизились и рейтинги одобрения работы правительства, Дмитрия Медведева и «Единой России».
  • Сегодня же ФОМ (так же, как и ВЦИОМ, считающийся лояльным к власти) опубликовал результаты подробного опроса о пенсионной реформе. Против нее высказались 80% россиян, 43% респондентов готовы участвовать в протестных акциях против повышения пенсионного возраста. В постоянные заверения Дмитрия Пескова о том, что Владимир Путин даже не участвует в обсуждении реформы, россияне явно не верят — 47% респондентов заявили, что повышение пенсионного возраста повлияло на их отношение лично к Путину. «Данные ФОМ подтверждают, что про повышение пенсионного возраста знают почти все, но аргументы, с которыми выступает власть, пока не услышаны», — сказал The Bell руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.
  • «Снижение [рейтингов Путина и правительства] продолжалось несколько дней, после чего рейтинги стабилизировались на новом, более низком уровне», — говорится в комментарии ВЦИОМ. Это подтверждают и подробные цифры ВЦИОМ: пика падения (60,6%) рейтинг одобрения Путина достиг 19 июня, и с тех пор вырос на 4 пункта.
  • Власть предпринимает все возможные усилия, чтобы остановить падение — как выяснил The Bell, с середины июня на тему повышения пенсионного возраста переключились даже интернет-тролли в Youtube, ранее комментировавшие только ролики о Владимире Путине, Сирии и ЧВК Вагнера. Это неудивительно — по данным «Медиалогии», тема пенсий в соцсетях намного популярнее, чем вторая главная тема месяца — чемпионат мира по футболу. На пике, 16 июня, число упоминаний пенсионной реформы в соцсетях составило почти 900 тысяч, в то время как футбольные сборные в дни матчей ЧМ набирали максимум по 30-40 тыс. упоминаний в день.

Что мне с этого?

Можно констатировать — россияне разумно не поверили в то, что Владимир Путин не имеет отношения к одному из самых важных решений в жизни страны за последние годы. Уступки в условиях реформы, к которым готовился Кремль в случае протестов, наверняка будут. Но скорость падения одобрения Путина заставляет усомниться в том, что президенту удастся успешно сыграть в «доброго царя» и сохранить свой рейтинг, перенеся ответственность на правительство.

ЭКСКЛЮЗИВ

Грабительский процент

Когда в начале апреля США ввели самые жесткие за все время санкции против российских бизнесменов, мало кто сомневался в том, что государство не оставит их в беде. Но, как выяснил The Bell, условия экстренного предоставления ликвидности, которые правительство предложило попавшим под санкции бизнесменам, оказались такими, что некоторые – а именно Олег Дерипаска – посчитали их грабительскими и решили денег у государства не брать.

  • В начале апреля Дерипаска, Вексельберг и их компании оказались под санкциями США. Это автоматически осложнило им отношения с банками и расчеты в долларах, их счета на Западе были заблокированы. Котировки акций их компаний рухнули, в результате чего сработали margin calls по кредитам – про Дерипаску это доподлинно неизвестно, а вот Вексельбергу пришлось погасить в западных банках около $2 млрд.
  • Перекредитоваться в госбанках было невозможно из-за риска вторичных санкций. И тогда правительство отправило им на помощь попавший под санацию Промсвязьбанк. Виктор Вексельберг, у которого сработали margin calls по западным кредитам, занял в нем почти $2 млрд. Но кредит ему предоставили только под личные гарантии, а ставка по нему оказалась очень «злой» – по верхней границе рынка, рассказали источники The Bell, знакомые с условиями финансирования.
  • Олег Дерипаска привлекать деньги на таких условиях отказался, дав понять, что в сложившейся ситуации считает предлагаемые условия грабительскими, утверждает один из собеседников The Bell. Условия были «кабальными», все компании Дерипаски от такой помощи отказались, подтвердил The Bell его представитель.
  • Вскоре после введения санкций бизнесмены обратились в правительство за господдержкой – помимо льготного финансирования, они просили госгарантий, пониженных тарифов на электроэнергию и даже запрета на западные товары, которые конкурируют с их продукцией. Но прошло уже почти три месяца, а о масштабных мерах господдержки ничего не слышно.

Почему это важно?

Государство посылает недвусмысленный сигнал: спасение утопающих – дело рук самих утопающих, тем более, что Владимир Путин несколько раз предупреждал крупный бизнес о рисках инвестиций за рубежом, а правительство всеми силами пыталось заставить их вернуть капиталы на родину. Оказавшись между молотом и наковальней (в России у бизнесменов риски совсем другого порядка), рассчитывать теперь приходится только на разворот в российско-американских отношениях, рассуждал в разговоре с The Bell один из серьезно пострадавших от санкций. Ближайшая возможность его осуществить представится 16 июля на встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в Хельсинки, которая уже на этой неделе стала одним из самых обсуждаемых международных событий.

ЧТО МНЕ С ЭТОГО?

Самые важные новости для вашего кошелька за эту неделю:

  • Правительство передумало поднимать пошлины на зарубежные интернет-покупки с 1 июля, но окончательно от этой идеи не отказалось.
  • Зато с этого момента вступают в силу первые поправки об ограничении долевого строительства. Жилье уже начало дорожать.
  • А с 2019 года в четырех регионах, и в том числе в Москве, самозанятых граждан переведут на новый 3-процентный налог. Готовьтесь больше платить няням и репетиторам.

ЛОНГРИД

Путь Xiaomi

IPO китайского производителя смартфонов Xiaomi должно стать крупнейшим в мире в этом году — его сможет опередить разве что финансовая «дочка» Alibaba Ant Financial, если успеет разместиться до конца года. Впрочем, выяснившиеся сегодня параметры размещения Xiaomi оказались полным разочарованием — инвесторы оценили компанию в $54 млрд вместо $100 млрд, а заработает на IPO она лишь $4,7 млрд вместо $6,1 млрд. Почему так вышло, можно прочитать здесь — основная проблема не в самой компании, а в китайском рынке. Для производителя смартфонов, которому всего-то 8 лет, и эти цифры — невероятное достижение. О том, как Xiaomi, появившись из ниоткуда в разгар мирового торжества айфона, смогла бросить вызов на глобальном рынке Apple и Samsung, можно прочитать в большом тексте Wired.

«РУССКИЕ НОРМ!»

Как создать в США бизнес на $1 млрд

Не пропустите новую серию нашего видео-проекта «Русские норм!». Ее герой – Фил Либин, сын эмигрантов из СССР. Он переехал в США еще в 1979 году, а в 2007 году основал веб-сервис Evernote, который сейчас оценивается более чем в $1 млрд. Сейчас Либин – известный предприниматель и ментор для других стартаперов в Долине. Сам он говорит, что все это – во многом удача:

  • Мы «чуть не обанкротились» много раз! Вначале было очень сложно собрать деньги. Никто в Кремниевой долине не хотел в нас инвестировать. Время было неудачным, да и наше предложение было так себе. Мы работали над очень старой идеей: мы собирались позволить людям записывать и запоминать вещи, используя компьютер или телефон. Тоже мне открытие! Уже все такое делали! На каждом устройстве, которое уже было выпущено, была программа для записи информации. Все инвесторы сначала полюбили наш продукт, а уже потом в него инвестировали. Не наоборот.
  • Я помню, как сидел в офисе, и мы получили e-mail от кого-то из Apple. Мы созвонились, и они сказали: «Нам очень нравится ваш продукт». У нас еще тогда не было iPhone-приложения, вообще приложения для iPhone еще не появились, мы просто выпустили программу для Mac. Но они сказали: «Очень здорово, нам все очень нравится. Мы думаем о запуске магазина приложений на iPhone, чтобы разработчики могли писать приложения для нашего телефона. Вы бы не заинтересовались разработкой такого продукта?». Я сказал: «Да, конечно, с удовольствием сделаем, когда вы его выпускаете? Сколько у нас времени?». И они сказали: «Ну, наверное, дня четыре».
  • Я думаю, что деньги – это условная сделка со Вселенной. Вы говорите ей, что будете хорошо зарабатывать, а Вселенная в свою очередь позволяет вам делать интересные вещи. Для меня деньги – это половина уравнения, решение которого дает возможность двигать мир, а мне очень важно двигать мир.

Петр Мироненко, Ирина Малкова