Дата
Автор
Петр Мироненко
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Новое правительство и экономика, вирус против рынков и дети против смартфонов

Экономисты не ждут от нового состава правительства ни катастроф, ни прорывов

После часов томительного ожидания Владимир Путин и Михаил Мишустин назвали состав нового правительства. Кабинет министров обновился ровно наполовину. Главное изменение в экономическом блоке — приход на пост первого вице-премьера Андрея Белоусова, который может серьезно изменить экономическую политику правительства. Социальный блок, которому предстоит выполнять обещания Путина ценой в 4 трлн рублей, сменился полностью, силовой — остался почти неизменным. Но мы рассказываем о главных изменениях в экономическом блоке.

Возвышение Белоусова

Помощнику президента Андрею Белоусову прочили место вице-премьера с первых дней премьерства Михаила Мишустина — так оно и вышло. Эту кандидатуру выбирал не Мишустин: для него идея назначения Белоусова была неожиданностью, рассказывал The Bell один из знакомых премьера. У них хорошие отношения, но это решение было Мишустину навязано, подтверждает федеральный чиновник.

  • Мишустин понимает, что Белоусов, который много лет был помощником Путина по экономике, может сводить все его инициативы на нет, говорит один из собеседников The Bell.
  • Одним из первых обещаний Мишустина на новом посту было наладить диалог с бизнесом. Белоусов — не самый подходящий для этого кандидат. В 2018 году он стал автором знаменитой идеи об изъятии сверхприбылей у сырьевых компаний для финансирования майского указа Владимира Путина. Бизнес жестко раскритиковал идею, большинство министерств дало на нее отрицательные отзывы, а первый вице-премьер Антон Силуанов комментировал инициативу со скепсисом — и в итоге план был похоронен.
  • Еще одна чувствительная для бизнеса история, с которой связывали первого вице-премьера, — дело Baring Vostok. Белоусов дружит с инициатором дела Артемом Аветисяном, и в марте 2019 года ему даже пришлось оправдываться перед журналистами и заверять, что он не имеет отношения к делу.

Опрошенные The Bell экономисты отмечают, что назначение Белоусова не изменит экономическую политику кардинальным образом — ведь и на посту помощника президента он имел на нее большое влияние. Белоусов — автор нацпроектов на 26 трлн рублей, его идеей считается и повышение НДС до 20% с 2019 года. Вместе с тем приход Белоусова в правительство может означать дополнительное усиление роли государства в экономике.

  • Белоусов — жесткий государственник и верит в «кольцо врагов» вокруг России, описывали чиновника его коллеги в разговоре с The Bell год назад: «в 2014 году только он из экономического окружения Путина поддержал присоединение Крыма». Экономист Кирилл Тремасов называет Белоусова главным идеологом политики последних лет, которую можно свести к подмене частных инвестиций государственными. Президент ассоциации ACI Russia Сергей Романчук называет Белоусова «сторонником того, чтобы тратить».
  • С приходом Белоусова экономический блок правительства может активизироваться с точки зрения госинвестиций, начать тратить Фонд национального благосостояния (ФНБ), предполагает Тремасов. Антон Силуанов на посту первого вице-премьера предлагал ограничить траты излишек ФНБ 1 трлн рублей (из 6-7 трлн) за три года. Впрочем, и Белоусов высказывался о трате денег ФНБ осторожно. Председатель наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин уверен, что при Белоусове правительство продолжит придерживаться политики контроля над инфляцией и профицита бюджета.
  • Главу ЦБ Эльвиру Набиуллину Белоусов этой осенью критиковал за слишком медленное снижение ключевой ставки и даже предлагал свой вариант снижения — до 5% с 6,5% в ноябре. Снижать налоги правительство сейчас не может, поэтому снижение ставки ЦБ — единственная возможность стимулировать рост экономики, говорил он тогда.

Что с Силуановым

Антон Силуанов потерял пост первого вице-премьера, который получил в 2018 году в последнем правительстве Дмитрия Медведева, но сохранил пост министра финансов. То, что Силуанов остался в правительстве, — хороший сигнал для финансовых рынков, говорит Тремасов: скорее всего, он будет и дальше отстаивать бюджетное правило, а пока оно действует, резко и неконтролируемо нарастить госрасходы не получится.

Будущее Орешкина

О назначении Максима Орешкина помощником президента по экономике вместо Андрея Белоусова официально пока не объявлено, но в новое правительство Орешкин не вошел, а по словам одного из федеральных чиновников, экс-министр еще в выходные начал искать себе команду: люди от него звонили разным чиновникам и предлагали перейти в администрацию президента.

В Белом доме Орешкину пришлось нелегко — на его срок в Минэкономики пришлось три года стагнации экономики и доходов россиян, а сам Орешкин ввязался в конфликт с влиятельной Эльвирой Набиуллиной. Но в российской системе власти назначение помощником президента с поста министра — скорее повышение. Возможно, присутствие в Кремле сторонника снижения налогов и сокращения госсектора Орешкина будет уравновешивать государственника Белоусова в правительстве.

Новый министр экономики

Новым министром экономики станет бывший заммэра Москвы по экономике (2012–2017), а последние два года губернатор Пермского края Максим Решетников. Ему придется тяжелее всех на новой должности, считает опытный Олег Вьюгин: во-первых, Решетников до этого не работал в федеральных органах власти, а во-вторых, потому что Минэк традиционно находится в подчинении у финансистов — Минфина и ЦБ, перечисляет он.

Как губернатор Решетников отстаивал финансовую свободу регионов, отмечают «Ведомости» — выступал за увеличение доли налога на прибыль, направляемой в федеральный бюджет (с 2 до 3 п. п. из 20%), увеличение собственных доходов регионов, неизменность правил для них, а в случае изменений правил — за компенсации.

Новые кураторы IT

Финансово-экономический блок правительства обновили лишь частично, а блок, курирующий IT и цифровую экономику, обновили полностью — правительство покинул и вице-премьер Максим Акимов, и министр связи и цифрового развития Константин Носков. Акимов был человеком внеклановым, его лоббистские возможности не были ничем подкреплены, объясняет отставку вице-премьера знакомый с ситуацией чиновник. Будущую отставку Носкова источники РБК традиционно объясняли неудачами нацпроекта «Цифровая экономика».

Новым министром стал бывший топ-менеджер «Ростелекома» Максут Шадаев. Кто из вице-премьеров будет курировать отрасль, пока непонятно, но, скорее всего, это будет бывший замглавы ФНС Алексей Оверчук, отвечавший за цифровизацию в налоговой. Обоих собеседники The Bell среди чиновников и в бизнесе называют людьми с хорошим послужным списком, Шадаева — «практиком», Оверчука — «дипломатом и организатором».

Что мне с этого?

Экономисты не ждут от нового правительства больших опасностей, но и не верят в серьезные изменения в экономической политике. Трудно ожидать, что новый состав перевернет всю парадигму и выведет темпы роста на новый рост — в лучшем случае таким технологическим образом можно добиться дополнительного 1% ВВП, но не более, считает Романчук из ACI Russia. После нескольких лет жизни в болоте любые перемены вызывают оптимизм, но пока сохраняется огромный уровень неопределенности, и инвесторы не станут делать ставку на эти изменения, говорит Кирилл Тремасов.

ДЕНЬГИ

Помощник Дурова

У Павла Дурова может появиться соратник в суде с американским регулятором, узнал The Bell. К разбирательству, которое выходит на финишную прямую, хочет присоединиться третья сторона: американская Палата цифровой коммерции, правозащитная организация, которая выступает за права блокчейн-бизнеса в США. Она хочет стать независимой стороной в деле — и пока кажется, что Павлу Дурову это было бы скорее на руку. В палате, где работают даже бывшие сотрудники SEC, считают, что цифровой актив не становится ценной бумагой только потому, что он цифровой, в США просто нет правовой базы, которая бы определяла эти связанные с блокчейном понятия, а существующие законы устарели десятилетия назад и не учитывают эти нюансы.

Вирус рушит рынки

Пока в России ждали назначения нового правительства, мировые рынки падали на новостях о распространении в Китае нового коронавируса nCov-2019, от которого в одном только городе Ухани уже умерли 6 человек, а всего в больницах по всему Китаю находятся около 300 человек, из них более 30 — в тяжелом состоянии. Во вторник китайские власти подтвердили, что вирус передается не только через животных, но и от человека к человеку. Ситуация осложняется тем, что после Китайского нового года (25 января) китайцы традиционно отправляются путешествовать по всему миру. В российских аэропортах уже усилен досмотр туристов из Китая. Мы разобрали, стоит ли бояться нового вируса и как реагируют на него в затронутых странах.

ПРАКТИКА

Новый взгляд на зависимость подростков от соцсетей

Мы часто представляем сегодняшних подростков зомби, которые смотрят в свои смартфоны 24/7 и впадают в ярость, когда им не удается отправить сообщение в мессенджере или поставить пост в Instagram. На самом деле все сложнее: хотя молодые люди зависят от социальных сетей, они признают данную проблему и пытаются с ней бороться. Согласно результатам исследования, проведенного Associated Press и Чикагским университетом, многие подростки даже делают добровольные перерывы в использовании соцсетей, большинство (60%) делали это уже минимум трижды. А согласно другим исследованиям, нет никакой прямой связи между использованием гаджетов и ростом уровня тревоги и психических расстройств, а вред от курения и неправильного питания для здоровья не идет ни в какое сравнение с чрезмерным использованием соцсетей. По словам профессора Калифорнийского университета Кэндис Оджерс, паника вокруг гаджетов и соцсетей усиливается тем, что взрослым легче списать проблему в отношениях со своими подростками на гаджетозависимость, чем на свои педагогические промахи.

Представители меньшинств — лучшие управляющие

Хедж-фонды, чьи управляющие не были белыми мужчинами, получили за последние три года дохода почти вдвое больше, чем их «сверстники», при этом доходность фондов, управляемых женщинами и меньшинствами, сохранялась даже во времена кризиса, подсчитал Bloomberg. За последние пять лет они опередили среднерыночную доходность примерно на 41%. Средняя доходность фондов, подконтрольных или управляемых женщинами или представителями меньшинств, за последние три года составила 6,6% в год, управляемых белыми мужчинами — 3,9%. Причин такого дисбаланса Bloomberg не приводит, но очевидно, что представителям меньшинств на консервативной Уолл-стрит приходится показывать большую эффективность, чтобы пробиться.