Дата
Автор
Светлана Рейтер, Андрей Перцев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Заходишь в аккаунт и голосуешь в присутствии старшего товарища

Почему российские власти с таким усердием продвигают электронное голосование?

Андрей Любимов / РБК / ТАСС

1 сентября мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что на электронное голосование по выборам в Госдуму в Москве зарегистрировалось 1,3 миллиона человек — это 17,5% от числа столичных избирателей. На выборах в Госдуму в 2016 году — тогда электронной формы волеизъявления не было — в Москве проголосовали 35% избирателей, то есть через интернет этой осенью в столице может проголосовать половина от явки на прошлых выборах.

На выборах в Госдуму осенью 2021 года проголосовать онлайн, кроме жителей Москвы, смогут также избиратели, живущие в шести регионах: в городе федерального значения Севастополе, а также в Нижегородской, Курской, Мурманской, Ярославской и Ростовской областях (в Ростовской области электронно голосовать можно также жителям Донецкой и Луганской народных республик, получившим российские паспорта).

Впервые электронное голосование в России проводилось в 2019 году на выборах в Мосгордуму: в качестве эксперимента его ввели в трех одномандатных округах — № 1 (Зеленоград), № 10 (Бибирево, Лианозово, Северный) и № 30 (Чертаново Центральное и Южное). Тогда эту систему критиковали, в основном, за непрозрачность составления списков избирателей и подсчета голосов. В 2019 году в электронном голосовании участвовали около 2% избирателей, живущих в трех «экспериментальных» округах: зарегистрировались 11,2 тысячи избирателей из примерно 515 тысяч. 92% из них проголосовали.

Цифра может выглядеть небольшой, но явка на выборах в Мосгордуму в среднем по Москве в 2019 году была 21,77% (примерно такой же она была и в «экспериментальных» округах), то есть электронно проголосовал каждый десятый избиратель. В двух округах (1-м и 10-м) перевес кандидатов от власти был серьезным и не оспаривался. А в 30-м округе самовыдвиженец Роман Юнеман заявил, что именно электронное голосование — которое по его мнению, было проведено с нарушениями —оказало влияние на итоги выборов и подал жалобу в Мосгороизбирком. Юнеман тогда набрал 9561 голос, а победительница Маргарита Русецкая — 9645, при этом без учета онлайн-голосования за Юнемана проголосовали 9,1 тысячи избирателей, за Русецкую — 8,5 тысяч. Мосгоризбирком провел пересчет и заявил, что никаких нарушений в ходе электронного голосования не было.

В 2020 году на голосовании по поправкам в Конституцию РФ возможность проголосовать электронно получили жители двух регионов — Москвы и Нижегородской области. Всего заявки на участие в голосовании подали 1 190 726, из них — 1,05 миллиона в Москве (это примерно 15% от всего количества столичных избирателей). Проголосовали электронно также примерно 92% из заявившихся.

«Медуза» тогда писала, что столичных бюджетников настойчиво просили «максимально проголосовать онлайн». В результатах плебисцита в Москве обнаружились аномалии: в Троицком административном округе (Новая Москва) заявления на электронное голосование подали 39% избирателей — 36 895 человек. А на одном из участков округа количество желающих проголосовать онлайн превысило численность избирателей на выборах в Мосгордуму 2019 года на том же участке на 217%.

В 2021 году электронное голосование было предусмотрено в большинстве регионов во время праймериз «Единой России» в Госдуму и региональные заксобрания. Источники «Медузы» в партии власти говорили, что первоначально руководство единоросов ставило задачу, чтобы в регионах заявки на электронное голосование на праймериз (оно шло через Госуслуги) составили 15% от общего числа избирателей, потом порог был снижен до 10%.

По официальным данным единоросов, в целом по России в предварительном голосовании действительно приняли участие чуть более 10% от всех избирателей (примерно такая же доля избирателей проголосовала и по Москве). Голосование вновь сопровождалось сообщениями о принуждении бюджетников и работников крупных корпораций к участию в нем; а некоторые избиратели обнаружили, что, согласно данным на Госуслугах, они приняли участие в праймериз, хотя не делали этого. Пресс-служба Минцифры подтвердила «Коммерсанту», что на Госуслугах действительно были зафиксированы «попытки совершения мошеннических действий в отношении отдельных учетных записей».

Опрошенные «Медузой» эксперты говорили, что на праймериз партия власти тестировала свои возможности мобилизации. «Мы думали провести праймериз в офлайне. Так привычнее и проще мобилизовать людей, но нам озвучили показатели: мы должны были открыть около 300 участков. Это дорого, поэтому предпочли онлайн», — рассказывал «Медузе» источник в одном из региональных отделений единоросов.

«Голосуй прямо с компьютера кадровика твоего предприятия»

В августе 2021 года в Москве появились свидетельства, что руководство бюджетных учреждений настоятельно просит сотрудников регистрироваться для онлайн-голосования. В Ярославской области Тутаевская избирательная комиссия обратилась в прокуратуру по поводу принуждения к онлайн-голосованию.

Электронное голосование в Москве традиционно пройдет на платформе mos.ru, в регионах — через портал Госуслуги. Корреспондент «Медузы» поговорил с источниками, близкими к властям регионов, где будет онлайн-голосование.

Один из собеседников заявил, что его территория должна достичь показателей электронного голосования в 10%, уточнив, что административный ресурс в регионе достаточно слаб. «Сам KPI относительно низкий, но достичь его вряд ли удастся — на 5%, наверное, выйдем», — посетовал он.

Смысл направления бюджетников в онлайн-голосование он объясняет тем, что так можно «дополнительно контролировать административную мобилизацию». «Голосование идет три дня — можно регулярно проверять, кто проголосовал, потом напомнить», — рассуждает он.

Источник, близкий к руководству ЕР другого региона, более цинично говорит о том, в чем идея электронного голосования. «В элегантной корпоративной и административной мобилизации под названием „голосуй прямо с компьютера кадровика твоего предприятия“. Приходишь, заходишь в свой аккаунт и голосуешь в присутствии старшего товарища», — говорит он. При этом подчеркивает, что каких-либо четких установок по электронному голосованию в его регионе нет.

В некоторых регионах мобилизация избирателей к электронному голосованию сопровождается раздачей прямых указаний, кого именно надо поддержать на выборах. Так, в упоминавшемся городе Тутаев в Ярославской области такие указания рассылались по электронной почте сотрудникам бюджетного учреждения. В другом регионе, в котором предусмотрено онлайн-голосование, указания рассылаются в мессенджерах, в соцсетях или высказываются устно (об этом сообщил собеседник, близкий к ЕР этого региона).

В Москве бюджетников настойчиво призывают только регистрироваться на сайте — не указывая, за кого голосовать. При этом система голосования на платформе mos.ru отличается от голосования на портале Госуслуг: московский избиратель может несколько раз переголосовать (официально это называется «отложенным голосованием»), в других регионах этой опции пока не предусмотрено. Глава ЦИК Элла Памфилова первоначально критиковала эту особенность выборов в Москве, но потом перестала.

«Будь такая возможность [переголосования] у нас, напоминать избирателю по мессенджерам и почте, кого ему нужно поддержать, было бы не нужно — просто регистрируйтесь на электронном голосовании и все, а выбор твой как будто свободный», — сказал «Медузе» источник в одном из региональных отделений единоросов.

Близкий к АП собеседник «Медузы» называет электронное голосование «новой и более надежной формой организации мобилизации».

«В жизни люди могут вообще никуда не пойти, в том числе и полностью лояльные власти. А за три дня голосования, в которые входит один рабочий (пятница), можно отголосовать коллективы, сотрудников, бюджетников — прямо по спискам. Главврач получает разнарядку, сколько его сотрудников должно электронно проголосовать. До дня голосования он несколько раз показывает списки — как идет формирование базы тех, кто согласился. Потом они голосуют прямо на рабочих местах», — объясняет он.

Так выборы выглядят приличнее, честнее и чище — по сравнению с тем временем, когда «коллективы возили на участки автобусами», — добавляет он. Соцработники могут помочь пенсионерам создать аккаунты на Госуслугах и зарегистрировать их на электронном голосовании: «с выездными урнами возникали проблемы, а тут за три дня можно всех бабушек со своим смартфоном обойти».

По словам близкого к АП собеседника «Медузы», электронная форма голосования дает возможность «без лишнего шума сформировать базы лояльных и зависимых избирателей и прогнать их через голосование». Он пояснил, что под «прогнать» имеет в виду организацию массового голосования с возможностью контроля без лишнего шума. «Без бюллетеней, вбросов, наблюдателей и всего того, что рушит легитимность», — подчеркивает он.

Несколько собеседников «Медузы», близких к АП и в партии «Единая Россия», также говорят, что электронная мобилизация нужна еще и потому, что Кремль не отказался от планов получить конституционное большинство партии власти в Госдуме.

Желательным результатом партии власти по стране два собеседника назвали «50+». При этом перед разными регионами стоят разные задачи. «Там, где сильны протестные настроения или слабый административный ресурс, достаточно набрать 45%, у большинства регионов — задача набрать 55-60%, есть и те, кому надо дать 70%», — объясняет один из собеседников, ссылаясь на кремлевские установки второй половины августа.

Один из региональных единоросов заявил «Медузе», что в августе в некоторых регионах плановые показатели были снижены до 35%. По данным близкого к мэрии человека и высокопоставленного единороса, в Москве KPI «Единой России» составляет 40-45%. «Везде достигать будут административной и корпоративной мобилизацией, составляются базы, тестируются возможности, как минимум она должна составить 20% от явки. К этому относится и электронное голосование», — говорит близкий к АП источник «Медузы».

«У кого есть доступ — знают только разработчики»

Сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Станислав Андрейчук называет «неестественной цифрой» процент зарегистрировавшихся на электронном голосовании в Москве — 17,5%, о которых уже заявил Сергей Собянин.

«Поверить про 17% уже зарегистрировавшихся, когда вся явка ожидается не очень большой, невозможно. Не исключаю, что в Москве в итоге половина от принявших участие в голосовании сделает это онлайн. Такого не бывает в реальности», — объясняет Андрейчук «Медузе».

При этом он обращает внимание, что в Москве запущен сервис по отслеживанию подачи заявок на электронное голосование. «Это серьезный шаг вперед в развитии наблюдения за ДЭГ, так как этап приема заявлений на онлайн-голосование фактически был скрыт от наблюдения. Человек может зайти в свой кабинет на mos.ru и проверить, какие заявления от его имени подавались. Увы, это сервис только для московской системы ДЭГ и только для заявлений, поданных через mos.ru. Для федеральной системы ДЭГ ЦИК и Госуслуг такого сервиса пока не предвидится», — сожалеет он.

Координатор «Умного голосования» Леонид Волков в недавнем интервью «Медузе» называл ДЭГ «абсолютным преступлением против выборов». «Это единственный шанс мэрии как-то спасти ситуацию в Москве, когда они хотят выиграть все округа при рейтинге „Единой России“ 15%. И не хотят фальсифицировать на участках, а придумали все сфальсифицировать с помощью электронного голосования», — говорил Волков, называя при этом электронное голосования «меньшим злом», чем неучастие в выборах.

Правительство Москвы при этом настаивает, что каждый избиратель сможет контролировать все связанное с электронным голосованием на всех этапах.

Начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко, отвечая на вопросы «Медузы», заявил, что без ведома пользователя mos.ru зарегистрировать его аккаунт на электронном голосовании невозможно.

«Во-первых, когда человек подает заявление на онлайн-голосование, ему сначала нужно ввести код из смс, а потом на почту приходит уведомление. Во-вторых, в личном кабинете есть история всех поданных заявлений по любым услугам, в том числе регистрация на электронное голосование. Таким образом человек видит, что он подал заявление, получает уведомления о том, что заявление зарегистрировано, обработано и принято (или отклонено)», — говорит он.

Костырко также заявил, что пользователь отслеживает любое действие в своем личном кабинете — поэтому переголосовать за человека так, чтобы он не узнал об этом, тоже не получится. «Подача заявления на регистрацию — почта. Вход в систему голосования в день голосования — смс. Получение бюллетеня — смс. Таким образом без ведома человека проголосовать за него электронно невозможно», — уточняет он.

«Если человек опасается, что кто-то будет пользоваться его личным кабинетом, то он может сделать то, что рекомендуют все специалисты мира, — это соблюдение цифровой гигиены. Установить сложный пароль, настроить почтовые и смс уведомления о каждом действии внутри личного кабинета», — советует Костырко.

Но Станислав Андрейчук при этом не исключает, что власти могут контролировать подачу заявлений на электронное голосование: «У тех, у кого есть доступ к системе, есть возможность понять, кто зарегистрировался и проголосовал, а у кого он есть — никто, кроме разработчиков, не знает».

«В разных регионах местные неформальные администраторы выборов действуют по-разному. Кто-то пытается подстраховать „своих“, административных кандидатов. Но вообще глобальная задача для организаторов онлайн-голосования в этом году — максимально легитимизировать его в глазах общества, чтобы в 2024 году уже ввести его по всей стране», — считает Андрейчук.

Андрей Перцев, Светлана Рейтер