Дата
Автор
Петр Мироненко, Ирина Малкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Все, что надо знать о выборах в Думу, история партии владельца Faberlic и как «ВкусВилл» обыграл конкурентов

Выборы в Госдуму — уже через неделю: каких результатов ждать, что нового придумали власти и при чем тут экономика

До выборов в Госдуму остается неделя. Рассказываем главное, что надо знать о них: на что рассчитывает «Единая Россия» и чего от нее требуют, как власти зачищали политическое поле и какие новшества задействуют, чтобы получить нужный результат. Главная интрига выборов — системно-либеральная партия «Новые люди» основателя Faberlic Алексея Нечаева, которая, по данным ВЦИОМ, балансирует на грани преодоления 5-процентного барьера.

Каких результатов ждать

В ноябре 2020 года «Медуза» (признана в России иноагентом) писала, что установка администрации президента на выборы-2021 — две трети мест для «Единой России» в новой Думе, не меньше, чем в нынешней. В начале 2021-го первый замглавы АП Сергей Кириенко на семинаре с вице-губернаторами назвал оптимальным результатом для голосования по партспискам 45% у «Единой России» при явке 45% (в 2016 году было 54% и 48% соответственно). На этой неделе издание Znak.com написало, что новая установка — 40% голосов по партспискам и не меньше 270 мандатов (сейчас 343).

Планка снижается не просто так: рейтинг «Единой России» находится на минимальном уровне с 2008 года. По последним данным государственного ВЦИОМ, партию власти поддерживают только 28%, и с июня эта цифра не выросла, а в августе даже опускалась до 27%. Чтобы реанимировать рейтинг ЕР, Кремлю пришлось даже впервые убрать из партийных списков председателя партии Дмитрия Медведева, но это не помогло.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов в разговоре с The Bell называет цель 40% реальной и предполагает, что больше партия власти пытаться набрать не будет: «У АП уже появилось понимание, что если результат “Единой России” будет сильно выше, то значительная часть населения просто не примет результаты выборов. А 40% выглядят как некий компромисс». Политолог Константин Калачев отмечает, что по опросу ВЦИОМ среди идущих на участки избирателей ЕР сейчас получает 35%, и напоминает, что результат ЕР на выборах, как правило, оказывается больше, чем фиксируют опросы.

Кто еще пройдет

В выборах примут участие 14 партий — ровно столько же, сколько на выборах 2016 года. Новых участников по сравнению с предыдущими выборами — только три: «Новые люди», «Зеленая альтернатива» и РПСС политтехнолога Константина Рыкова и журналиста Максима Шевченко. Все допущенные партии попали на выборы без сбора подписей — благодаря представленности хотя бы в одном региональном заксобрании. Из остальных собрать подписи попыталась только одна — но допущена к выборам не была.

На том же январском семинаре с вице-губернаторами чиновники АП говорили, что новые партии не должны пройти в Госдуму. В начале сентября эксперты, собранные близким к АП институтом ЭИСИ, подтвердили этот сценарий, придя к выводу, что в Думе останутся те же четыре партии, что заседают в ней сейчас.

Но интрига все-таки есть, считает Дмитрий Фетисов: три партии (ЕР, КПРФ и ЛДПР) проходят в Думу точно, но в подвешенном состоянии — судьба «Справедливой России», чей рейтинг падает, и «Новых людей», чей рейтинг растет. «Но нужно понимать, что в Госдуме восьмого созыва может быть три партии, может быть хоть шесть партий, но это будет такой же контролируемый парламент, как и прежде», — говорит Фетисов.

«Новые люди», созданные основателем компании Faberlic Алексеем Нечаевым, к началу сентября стали главной интригой выборов. В среду глава ВЦИОМ Валерий Федоров вместе с Нечаевым провел пресс-конференцию, на которой объявил, что «Новые люди» набирают нужные для попадания в Думу 5% голосов — это показало исследование, заказанное самими «Новыми людьми». Впрочем, если партия наберет меньше, к Федорову вопросов не будет — доверительный интервал предполагаемого голосования за «Новых людей», согласно опросу, составляет 3,9–6,1%.

Системно-либеральная партия владельца Faberlic создавалась одновременно с другими «новыми малыми партиями» кремлевского призыва 2020 года — одного из создателей World of Tanks Вячеслава Макарова, писателя Захара Прилепина и других. Но «Новые люди» единственные из этого состава «выстрелили», получив на региональных выборах 2020 года места в четырех заксобраниях и нескольких городских думах. Эти результаты показались Кремлю слишком хорошими, говорил The Bell близкий к АП политтехнолог, близкий к Кремлю: «Партия создавалась под цель собрать протестное голосование, а она начала забирать голоса не у сторонников Навального и КПРФ, а у “Единой России”».

Для российской политической партии 2021 года у «Новых людей» необычная история — у основателя Faberlic Нечаева еще в советское время и в 90-е были мессианские идеи, а впервые поучаствовать в выборах он пытался еще в 1999 году, когда «Единая Россия» только создавалась. Мы написали об этой истории большую статью — о пути Нечаева от «крапивинского мальчика», из чьего отряда пионеров-мореходов и фехтовальщиков вышло московское движение толкинистов, до владельца самого большого в России МЛМ-бизнеса, друга и спонсора методологов из окружения Сергея Кириенко, получившего шанс реализовать свои политические амбиции.

Экономическая подоплека

Серьезной проблемой для власти перед выборами остается разгон инфляции. Рост потребительских цен в августе ускорился до 6,68% в годовом выражении, приблизившись к пятилетнему рекорду (6,9% в августе 2016 года). Сезонное удешевление плодоовощной продукции в последний месяц лета не усиливалось, а, наоборот, ослабевало. Высокая инфляция неизбежно бьет по реальным доходам населения: в частности, реальный размер пенсий за январь—июль 2021 года снизился на 0,3%.

За месяц до выборов в Госдуму президент Владимир Путин объявил о выплатах по 10 тысяч рублей пенсионерам и по 15 тысяч рублей — военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов. Стоимость предвыборных выплат Минфин оценивал в 500 млрд рублей, а вместе с августовскими перечислениями по 10 тысяч рублей родителям школьников общая сумма предвыборной «вертолетной» раздачи денег достигла уже около 700 млрд рублей. Как выяснил The Bell, одной из предвыборных мер могло стать возвращение отмененной с 2016 года индексации пенсий работающим пенсионерам, но от этой идеи решили отказаться: возврат индексации был бы слишком затратен для бюджета.

Выплаты будут профинансированы из ненефтегазовых дополнительных доходов бюджета, а в ЦБ заявляли, что их влияние на инфляцию учитывалось еще в июльском прогнозе. Так или иначе, чтобы затормозить рост цен, ЦБ 10 сентября уже в пятый раз подряд повысил ключевую ставку — на 0,25 п.п., с 6,5 до 6,75%. Эльвира Набиуллина допустила еще несколько раундов повышения ставки и ее рост выше 7%. Для российской экономики ужесточение денежно-кредитной политики опасно жесткой посадкой ВВП в 2022 году: экономика может войти в фазу стагнации с темпами роста ВВП до 2%, выйти из которой будет сложно, предупреждают экономисты.

Новые возможности власти

В ходе голосования о поправках в Конституцию летом 2020 года власти опробовали сразу несколько важных новшеств, помогающих получить нужный результат. Теперь эти технологии будут впервые опробованы на федеральных выборах. Большая часть новшеств, принятых в 2018–2021 годах, направлена на снижение политической конкуренции на выборах и создание более благоприятных условий для фальсификаций, писало в летнем докладе движение наблюдателей «Голос» (по решению Минюста внесено в реестр иноагентов).

  • Выборы впервые в российской истории пройдут в режиме многодневного голосования — в три дня, с 17 по 19 сентября. Как заявляли правозащитники, голосование дольше одного дня «существенно снижает возможности граждан, кандидатов и партий убедиться в честности подсчета» — найти наблюдателей сразу на три дня на каждый избирательный участок невозможно.
  • Впервые за 10 лет (инициатива была предложена под президентские выборы 2012 года) ЦИК не будет вести прямые видеотрансляции с участков. Раньше трансляции могли в реальном времени смотреть все желающие, ловить вбросы, фальсификации и предоставлять конкретные видеодоказательства. Теперь доступ к видео получат только сам ЦИК, избирательные комиссии, а кандидаты и партии — только в тех округах, где баллотируются они сами.
  • Для кандидатов появился статус иноагента — для этого достаточно получать иностранное финансирование в течение двух лет до выборов или работать или получать финансирование от НКО или СМИ-иноагентов. Все такие кандидаты обязаны ставить маркировку на все свои агитационные материалы. Под закон уже подвели «Яблоко»: от него на выборы идет сидящий в СИЗО политик Андрей Пивоваров, который руководил не только «Открытой Россией» (признана нежелательной), но и НКО «Открытый Петербург», признанной иноагентом. Из-за этого все материалы «Яблока» должны содержать маркировку.
  • С 2021 года начал действовать закон о запрете баллотироваться лицам, причастным к деятельности экстремистских организаций, — таковыми признаны структуры сторонников Алексея Навального. Речь потенциально идет о десятках, если не сотнях тысяч политически активных граждан, пишет «Голос».
  • Главная цель властей в последние месяцы перед выборами — «Умное голосование» Алексея Навального. На этой неделе Роскомнадзор заблокировал все сайты проекта, а московский суд запретил поисковикам выдавать результаты по этому запросу в поисковой строке. За несоблюдение Google и Apple блокировки «Умного голосования» в российский МИД сегодня даже был вызван посол США.
  • Снижается и политическая конкуренция как таковая: общее число партий, которые могут претендовать на участие в выборах, за прошедший цикл снизилось более чем вдвое: в 2016 году их было 74, а в 2021-м — только 32, пишет «Голос». Из исчезнувших 47 партий 43 были ликвидированы не добровольно, а по решению Верховного суда. Сложнее стало зарегистрироваться на выборы и лично кандидату.
  • Значительная часть популярных политиков была лишена возможности участвовать в выборах после принятия в 2020 году запретов на избрание гражданам, осужденным по политическим и экономическим статьям. Из-за уголовных дел в Думу не смогли пойти московский муниципальный депутат Юлия Галямина, экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков, депутат петербургского заксобрания Максим Резник, соратница Алексея Навального Любовь Соболь.

Электронное голосование

Главное технологическое новшество — расширение электронного голосования. Онлайн можно будет проголосовать уже в семи регионах — Москве, Нижегородской, Курской, Мурманской, Ростовской и Ярославской областях и Севастополе. В Санкт-Петербурге такой опции почему-то все еще нет. Само онлайн-голосование, по словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, востребованное у «цифрового поколения», в Москве и регионах будет устроено по-разному.

  • Московскую систему, созданную по заказу Департамента информационных технологий (ДИТ), как писал The Bell, разработала «Лаборатория Касперского», у которой есть собственный стартап для голосований на блокчейне Polys. Она же в мае 2021 года выиграла новый тендер правительства Москвы на разработку приложения для онлайн-голосования на 258 млн рублей. Вторую — федеральную — систему разрабатывает «Ростелеком» вместе с криптокомпанией Waves. Она работает через «Госуслуги».
  • Московскую систему впервые задействовали в тестовом режиме на выборах в Мосгордуму в 2019 году — и к голосованию появились вопросы. «Медуза» тогда, например, смогла расшифровать вроде бы защищенные данные о голосовавших и нашла там странные статистические отклонения в пользу провластных кандидатов.
  • В 2020 году онлайн-голосование о поправках в Конституцию стало уже массовым: заявки на него подало больше миллиона человек в двух регионах, «цифровая» явка оказалась гораздо выше аналоговой — 92% из заявившихся. Объяснение этому, скорее всего, простое: в Москве бюджетников, по данным «Медузы», просили голосовать онлайн. Тот же тренд, как пишет издание, сохранился и в 2021 году: контролировать дистанционное электронное голосование проще.
  • Обе платформы власти строят на блокчейне, и это с самого начала был один из аргументов за надежность онлайн-голосования — ведь задним числом менять уже попавшую в блокчейн информацию нельзя. Но оказалось, что все не так просто: как писал Forbes, узлы блокчейна находятся на стороне правительства, а внешний наблюдатель не может проверить, как они формируются. Кроме того, подтасовки могут происходить на стороне сайта, где происходит авторизация, — то есть, например, тех же «Госуслугах», — и это проверить нельзя, объясняли The Bell эксперты. Об этом же говорят и результаты праймериз перед выборами в Госдуму: несколько пользователей заметили, что участвовали в выборах, хотя на самом деле не делали этого.

При участии Лады Шамардиной, Юлии Старостиной и Валерии Позычанюк

ОБРАЗОВАНИЕ

Как заставить потребности клиента работать на вас?

Ответы вы найдете на октябрьском курсе по дизайн-мышлению от IN SCHOOL. «Design Thinking. Научитесь смотреть на бизнес глазами ваших клиентов» — это трехдневный интенсив, который поможет вам понять, как быстро и эффективно создавать решения и продукты, ориентированные на реальные нужды клиента.

Под руководством профессора школы бизнеса Макдоно Джорджтаунского университета Эвелин Уильямс вы разберетесь в основах методологии дизайн-мышления, получите комплексное представление о его инструментах и сможете применять их для решения своих бизнес-задач. А именно:

  • поймете, как применять опыт и боли пользователя для создания новых продуктов
  • подключите креативный подход к формулированию задач и проблем
  • научитесь быстро генерировать и тестировать новые идеи

Даты занятий: 11, 12, 14 и 19 октября. Ознакомиться с программой и зарегистрироваться можно здесь.

ДЕНЬГИ

Как «ВкусВилл» стал самым быстрорастущим онлайн-продавцом еды

Совсем недавно сеть «ВкусВилл» пережила громкий репутационный скандал, но это не мешает компании готовиться к IPO в США. По информации The Wall Street Journal, стать публичной компания рассчитывает в конце 2021-го — начале 2022 года, оценка бизнеса может составить $3–5 млрд. Нельзя сказать, что время для размещения выбрано неудачно: инвесторы — как правило, люди прагматичные, а «ВкусВилл» — один из немногих, кто сумел взять от пандемии все. С огромным трудом запустив собственную доставку в конце 2019 года, к самому денежному за всю историю онлайн-сервисов периоду компания подошла во всеоружии. Меньше чем за два года «ВкусВилл» стал лидером по темпам роста доставки продуктов в России и номером три по объему онлайн-продаж после Х5 и «Сбермаркета». «ВкусВилл» рассчитывает, что ​​успехи в онлайне повлияют на оценку компании в ходе IPO, позволив сети торговаться не как FMCG, а как IT-компания. Получится это или нет, мы, вероятно, скоро узнаем. А пока спецкорр The Bell Лера Житкова и редактор Иван Осипов рассказывают, как «ВкусВиллу» удалось подвинуть в онлайне всех конкурентов.

Неудавшийся Мандела

Государственный переворот, который в прошлые выходные произошел в Гвинее, потряс мировые рынки алюминия: цены на Лондонской бирже металлов выросли до 13-летнего максимума. Свержение президента Альфы Конде, который обещал стать «гвинейским Манделой», но выбрал путь переписывания конституции ради третьего президентского срока, обещает серьезные проблемы для UC Rusal, которая владеет в Гвинее боксито-глиноземным комплексом Friguia. О том, как обнуление привело к перевороту и в чем в отношениях с Гвинеей был российский интерес, автор утренней рассылки Алена Якушова рассказывает здесь.

СИГНАЛЫ

Крупнейшая атака в истории интернета

На прошлых выходных «Яндекс» подвергся масштабной DDoS-атаке — самой крупной в истории всего интернета, если верить самой компании. За атакой стоит новый загадочный ботнет, а эксперты бьют тревогу, потому что в нападении на «Яндекс» были задействованы еще не все его мощности. Автор технорассылки The Bell Лера Позычанюк разобралась, как так вышло, что «самую большую DDoS-атаку в истории» практически никто не заметил, стоит ли ждать новых атак в России и что будет, если авторы нового ботнета начнут всерьез атаковать компании поменьше.

Что не так с кампанией против иноагентов

На этой неделе в международный день солидарности журналистов десятки российских медиапроектов провели акцию против закона об иноагентах, опубликовав на своих порталах специальные баннеры и обратившись к своим читателям. В поддержку этой акции мы попросили спецкора Юлию Старостину рассказать, как устроен бизнес медиа, которые уже были объявлены в России иноагентами, и жизнь журналистов, которые персонально получили этот статус. Их опыт показывает, какую разрушительную силу имеет это законодательство для бизнеса и в частном плане — при попытках продолжить оставаться в профессии или найти работу в другой сфере. Наконец, вопреки распространенному мнению, законодательство о «СМИ-иноагентах» касается вовсе не только журналистов. В теории попасть под него может кто угодно — достаточно иметь аккаунт в любой соцсети.