Дата
Автор
Вячеслав Дворников
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Великое увольнение народов. Что грозит рынкам из-за кризиса на рынке труда?

Из-за пандемии с рынка труда развитых стран ушло так много людей, что экономисты уже называют ситуацию «великим увольнением». По мнению нескольких инвестбанков, дефицит кадров станет главным проинфляционным фактором во второй половине 2022 года в США: оставшиеся на рынке работники будут требовать более высокой зарплаты, что приведет к росту спроса и цен. Если большинство ушедших с работы людей так и не вернется, регуляторам и инвесторам придется менять свои стратегии.

Этот материал был написан специально для нашей новой рассылки для частных инвесторов — пока мы запустили ее в тестовом режиме. Хотите стать ее подписчиком? Оставьте свой email здесь.

Что случилось

На прошлой неделе глава ФРС Джером Пауэлл объявил об ускорении программы покупки активов, признав наконец инфляцию в США долгосрочной проблемой. До своего выступления 30 ноября Пауэлл настаивал на временном характере роста инфляции, предполагая, что ее темпы роста замедлятся по мере восстановления цепочек поставок, но из последнего заявления регулятора эта формулировка исчезла, а сам глава ФРС признал, что рынок труда может не восстановиться до допандемийных значений. «У нас не будет той же экономики, что была в феврале 2020 года», — заявил он.

Многие американцы в прошлом году покинули рынок труда из-за боязни коронавируса и ограничений бизнес-активности. Ожидалось, что к осени 2021 года, когда школы и детские сады возобновят работу, а чеки от государства перестанут приходить, рынок труда восстановится. Но реальность оказалась не такой, как предсказывали экономисты. Уровень участия в рабочей силе в США — то есть доля взрослых американцев, которые имеют работу или ищут ее, — с лета 2020 года восстановился менее чем наполовину по сравнению с допандемийным уровнем. Сейчас этот показатель находится на минимумах с 1970-х годов.

При этом спрос на рабочую силу за год значительно вырос благодаря восстановлению экономики. По данным на октябрь, 11 млн вакансий в США остаются незанятыми (для сравнения, в прошлом году этот показатель опускался ниже 5 млн). В целом из-за пандемии рынок труда уменьшился, по оценкам на октябрь, на 4,3 млн человек.

Аналитики Jefferies в своем ноябрьском отчете предупреждали, что временные факторы, такие как перебои в цепочках поставок, ответственны только за 1,5 п. п. роста инфляции в США по сравнению с прошлым годом (в прошлом месяце цены выросли на рекордные с 1991-го 4,6%, если считать год к году). В то же время рынок труда, по оценкам аналитиков, испытывающий наибольший дефицит кадров с 1950 годов, ответственен еще за 1 п. п. роста цен — и этот фактор станет решающим в будущем году. Из-за этого ФРС придется ускорить программу выкупа активов, предсказывали они.

Перегрев рынка труда, выраженный в быстром росте зарплат (на 6% в третьем квартале), — главная причина «пивота Пауэлла», отмечает The Wall Street Journal. Именно от зарплат зависит, будет инфляция временным или постоянным явлением. Аналитики JPMorgan соглашаются, что рынок труда в США — главное, за чем стоит следить инвесторам (подробнее о стратегии инвестбанка на 2022 год мы рассказываем здесь).

Пауэлл признал наличие структурных изменений на рынке труда, но времени дожидаться возвращения работников нет — инфляция слишком высокая, интерпретировал выступление главы ФРС аналитик Jefferies. ФРС будет по-другому оценивать уровень полной занятости и раньше переходить к росту ставок, хотя уровень безработицы по-прежнему выше допандемийных значений (4,2% в ноябре 2021-го против 3,5% в январе 2020-го).

Если разобраться

Термин «великое увольнение» сейчас обычно применяют в отношении молодых людей до 40 лет: многие из них добровольно ушли с рынка труда, в том числе из-за иного, по сравнению с предыдущим поколением, отношения к материальным благам и психическому здоровью, рассказывает в большом тексте Bloomberg Businessweek. Многие из них хотят попробовать что-то новое, обучиться другой профессии или просто наслаждаться жизнью. Этот тренд заметен не только в развитых странах. К примеру, в Китае набирает популярность движение «лежачего положения», родившееся как ответ на систему «996» (работа с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю).

Но все же главная причина сокращения рынка труда — по крайней мере, в США — более ранний выход на пенсию, говорится в отчете Bank of America (BofA). По оценкам ФРБ Сент-Луиса, 3 млн американцев — ранние беби-бумеры — досрочно стали получателями социальных выплат. Доля пенсионеров, по данным на август 2021 года, в США составляла 19,3% (с 2008 года она колебалась в районе 15,5%).

Выйти на пенсию раньше срока позволяет рост стоимости активов: акций и недвижимости. Уровень «избыточных» накоплений, появившихся у американских домохозяйств в результате пандемии, оценивается Bloomberg в $2 трлн, JPMorgan — в $2,5 трлн. Именно среди более старшего возраста происходит наибольшее падение занятости. Люди в других возрастных категориях покидают рынок труда из-за опасений заболеть коронавирусом, необходимости ухода за детьми и родственниками и по другим причинам. Уменьшило предложение труда и сокращение трудовой иммиграции из-за ограничений передвижения, говорится в отчете JPMorgan. BofA свел вместе все факторы, которые привели к уходу с рынка труда разных групп людей, а также объяснил, за чем стоит следить (изучить их можно здесь).

Почему это важно

Дефицит кадров на рынке труда и рост зарплат станет одной из самых больших проблем для компаний в 2022-м, говорится в отчете BofA: на оплату труда приходится около 40% всех затрат в частном секторе в США. Упоминания рынка труда на звонках с аналитиками по итогам третьего квартала выросли на 234% год к году и на 126% по сравнению со вторым кварталом.

Данные за два допандемийных десятилетия показывают, что лучшим опережающим индикатором для оценки роста номинальных зарплат было число добровольных увольнений, говорится в недавнем отчете Института Питерсена. Идея в том, что раньше работники увольнялись сами, если находили более высокооплачиваемую работу, но теперь у увольнений появились и другие причины. Чаще всего сейчас уходят с работы низкооплачиваемые работники.

Один из недавних опросов показал, что четверть американских работников планирует в ближайшие 1–1,5 года выйти на пенсию или уволиться. Почти четверть тех, кто планирует уйти с работы, хочет это сделать из-за желания получить более гибкие условия труда.

В сентябре рекордное число американцев — 4,4 млн, или 3% всей рабочей силы, — ушли со своих работ. В октябре этот показатель снизился до 4,2 млн, а всего в апреле—сентябре это сделали больше 28 млн человек. Что бы ни было причиной, это будет негативно сказываться на инфляции и расходах компаний в ближайшее время.

Что дальше

Если рынок труда действительно уменьшится по сравнению с допандемийным уровнем, при том же уровне предложения и более высоком спросе инфляция будет выше, а ФРС придется держать ставки более высокими, чем это было до пандемии.

Возвращению части работников будут способствовать успешная борьба с пандемией (но ФРС на это влиять не может) и снижение стоимости активов. Однако экономисты сомневаются, что тренд на более ранний выход на пенсию в принципе обратим: из 52 опрошенных в сентябре WSJ экономистов 22 ответили, что рынок труда не вернется к прошлым значениям.

Кроме того, сокращение рынка труда увеличит переговорную силу и возможность требовать повышения зарплат оставшихся сотрудников. Доска на Reddit, посвященная «антирабочим» сообщениям (r/AntiWork), переполнена постами про жадных боссов, пишет The Economist. Привела ли пандемия к радикальным изменениям на рынке труда — вопрос, который сейчас активно обсуждается, и его влияние на экономику и рынки трудно переоценить, пишет издание. Массовый уход с рынка труда фактически будет означать отказ от значительной части потребления. Впрочем, пока, судя по опросам об удовлетворенности работой, это не так заметно, отмечает The Economist.

Проблема также и в том, что чем больше людей находится вне рынка труда, тем сложнее им будет найти работу потом, пишет Bloomberg. Из-за роста зарплат компании увеличивают свои расходы на автоматизацию. Это может иметь негативные последствия для экономики из-за роста безработицы.

О чем подумать инвесторам

В ближайший год ситуация с рынком труда вряд ли улучшится, ожидают аналитики BofA, Goldman Sachs (GS) и JPMorgan. В банках инвесторам советуют обращать внимание на менее чувствительные к росту стоимости труда компании (например, по показателю «число работников/продажи»). BofA рекомендует избегать отрасли товаров длительного пользования и промышленности. А что по этому поводу советует GS, мы рассказывали здесь.

Пока что компании успешно перекладывают на потребителей возросшие издержки, показали результаты отчета за третий квартал. Но в будущем рентабельность компаний с большой долей расходов на труд может оказаться под давлением.

Если по мере улучшения ситуации с ковидом рынок труда не будет возвращаться к допандемийным уровням, это может стать плохой новостью для рынков, так как ФРС придется активнее повышать ставки. Трейлер того, что может происходить в будущем, инвесторы уже увидели: с 30 ноября индекс быстрорастущих компаний S&P 500 growth снизился на 1,6%, а индекс S&P 500 value — вырос на 2,6%.