Дата
Автор
Петр Мироненко, Ирина Малкова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Путеводитель по старым и новым санкциям, криминальная история владельцев «Ситилинка» и советы лучших в России маркетологов

Такого накала ситуации вокруг санкций, как на этой неделе, не было с 2018 года, но худшее, по всей видимости, еще впереди

Неделя, прошедшая под знаком санкций, заставила российский рынок вспомнить о 2018 годе — впервые за три года на повестке дня вновь всерьез появились санкции против крупного бизнеса и серьезные ограничения на покупку российских гособлигаций. Уже введенные в среду санкции США и Евросоюза сами по себе не наносят значимого ущерба, но обещают серьезное продолжение, кульминацией которого может стать второй этап американских санкций в начале июня. Но в максимально жесткие санкции против российского госдолга аналитики отказываются верить.

Что важно знать

Введенные в среду новые санкции США и Евросоюза примечательны в двух отношениях. Во-первых, это первая санкционная инициатива Белого дома при Джо Байдене, которая должна была дать понять настрой новой администрации по отношению к России не на словах, а на деле. Впрочем, настрой новой команды был очевиден и по ее составу — все внешнеполитические чиновники в администрации Байдена выступают за жесткое сдерживание России.

В Белом доме оказались не просто санкционные «ястребы», а люди, выступавшие за вполне конкретные и неприятные меры, — например, бывший чиновник минфина Далип Сингх, который на российских слушаниях в Конгрессе в 2019 году настаивал на жестких ограничениях в отношении российского госдолга. При этом надо учитывать, что, если при Трампе основным источником санкционных проектов был оппозиционный и подозрительный по отношению к президенту Конгресс, то при Байдене, которого в сговоре с Путиным никто не подозревает, центром санкционных инициатив становится Белый дом, который будет работать согласованно с Конгрессом, обе палаты которого на ближайшие два года подконтрольны демократам.

Во-вторых, еще до избрания Байдена президентом его советники провозгласили, что в основе санкционной политики новой администрации будет лежать отказ от практики односторонних санкций в пользу координации с Евросоюзом и Великобританией. Этот план уже реализуется: введенные в среду персональные санкции США и ЕС против российских чиновников явно были синхронизированы и по содержанию, и по таймингу. По данным источников Bloomberg, Вашингтон, Лондон и Брюссель сейчас согласовывают дальнейшие действия — санкции против крупных российских бизнесменов и госдолга.

Новые и будущие санкции

Введенные в среду санкции США и ЕС (подробно мы рассказывали о них здесь) не содержали ни одного сюрприза. В список персональных санкций попали силовики и чиновники АП, которым это по определению повредить уже не может. Бизнесменов и госкапиталистов, на которых предлагали наложить санкции соратники Навального (среди них — Роман Абрамович, Алишер Усманов, Андрей Костин и Игорь Шувалов), в списках не оказалось. Пять санкционных мер, наложенных США по закону о запрете химического оружия (CBW Act 1991), и так не предполагали возможности выбора — только в части исключений, которых администрация Трампа в 2019 году в аналогичной ситуации добавила очень много, на этот раз почти не оказалось. И это можно рассматривать как сигнал к тому, что и второй этап будет более жестким, чем при Трампе.

По закону CBW Act санкции второго этапа должны быть введены в действие через 90 дней — то есть в начале июня, если страна-нарушитель не признает вину и не гарантирует, что применение химического оружия не повторится (Россия не делала этого после отравления Скрипалей в Великобритании и тем более не будет делать сейчас). На этом этапе у Белого дома есть выбор — президент должен ввести как минимум три из шести мер, перечисленных в законе. Это:

  • запрет на кредитование госструктур страны-нарушителя американскими банками (именно в этом пункте прячутся санкции против госдолга);
  • запрет на экспорт в страну любых товаров или услуг, кроме продовольствия;
  • запрет на импорт любых товаров, включая нефть и нефтепродукты (эта товарная категория специально прописана в тексте закона);
  • запрет на полеты в США для государственных авиакомпаний страны-нарушителя;
  • снижение уровня или приостановка дипломатических контактов;
  • отказ США от поддержки финансирования страны международными банковскими институтами.

В 2019 году Трамп выбрал три самых мягких меры из шести. Единственной громко звучащей мерой стал запрет для американских банков на покупку первичных выпусков российского валютного госдолга — но и это была по сути формальность.

На этот раз, как написал в четверг Bloomberg, администрация Байдена и европейские союзники США всерьез обсуждают более серьезные санкции против российского госдолга — «если будет установлено, что Россия снова совершила серьезное нарушение международного запрета на использование химическое оружия». Идет ли здесь речь о новой доказательной базе в отравлении Навального или о новых фактах использования химического оружия, из этой формулировки до конца непонятно.

Параллельно США все-таки обсуждают с союзниками санкции против олигархов по давно работающему «закону Магнитского». Какие фамилии могут в него попасть — пока не известно. Пока в американском SDN list (списке блокирующих санкций), если не считать личных друзей Владимира Путина, значатся четыре российских крупных бизнесмена — Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Андрей Скоч и Сулейман Керимов. Все они были включены в списки 6 апреля 2018 года, и эта новость обрушила фондовый рынок и рубль.

Чего ждать в реальности

Российский рынок отреагировал на сообщение Bloomberg нервно: рубль сразу после появления новости упал с 73,9 до 74,9 руб./$, а доходность ОФЗ, которая всю неделю падала, скакнула на 11 базисных пунктов. Но опрошенные The Bell инвестбанкиры призывают не верить в самые пессимистичные сценарии. Они допускают, что в санкционных списках могут оказаться новые неожиданные имена, но не верят, что США удастся согласовать с Европой санкции против российского госдолга — запрет на участие западных банков во вторичном рынке ОФЗ.

«США будет очень тяжело договориться на радикальные санкции с ЕС, это противоречит их подходу. А санкции против госдолга — это последний аргумент. Если его использовать, больше аргументов не останется. А если кого-нибудь еще отравят? Поэтому речь и идет о наказании за “последующие нарушения”», — рассуждает главный экономист крупного международного инвестбанка. Он считает, что «в самом крайнем случае» к лету могут ввести ограничения на первичные размещения в рублях — но не более того.

С ним в целом согласен управляющий директор Fosun Eurasia Capital, бывший директор по управлению активами на рынке акций BNP Paribas Игорь Даниленко. Он допускает, что в санкционных списках появятся новые фамилии, могут быть задействованы болезненные пункты из закона о химоружии — например, запрет на рейсы «Аэрофлота». Но жесткие санкции против долга возможны только в случае повторных нарушений и только при согласовании с партнерами, уверен он. «Это самый сложный пункт: европейские партнеры не сторонники полного ухудшения отношений с Россией, они по опыту понимают, что сохранение взаимозависимости по нефти и газу эффективнее ситуации, когда все мосты сожжены», — говорит инвестбанкир.

Если европейцы не подпишутся под санкциями против госдолга, они потеряют смысл — рынок фактически разделится на две части. Точно так же произошло с санкциями против российского госдолга в иностранной валюте, введенными в 2019 году, напоминает он: американские банки не могут выступать андеррайтерами новых выпусков, но европейские могут — и в итоге Россия просто стала выпускать больше бумаг в евро.

ИСТОРИИ

Криминальная, но очень интересная история владельцев «Ситилинка»

Попытка убийства, причем самым зверским способом, — уголовное дело акционеров группы «Мерлион», в которую входит «Ситилинк», шокировало рынок. Даже в 90-х такого на этом рынке не было. Владельцы одной из крупнейших российских компаний (№33 рейтинга Forbes) арестованы — бывший сотрудник утверждает, что его хотели сжечь заживо. У арестованных, конечно, своя правда. И ни одна из версий не выглядит очень стройной. Разбираясь в них, мы восстановили почти 30-летнюю историю «Мерлиона». И эта история заслуживает того, чтобы ее рассказали. Длинный текст для длинных выходных.

IN SCHOOL

Вы уверены, что вас всегда понимают?

Бывало ли такое, что, защищая проект перед коллегами или клиентами, вы не получали желаемого результата, хотя долго готовились? Часто мы не осознаем, что своими жестами, интонацией или непродуманной фразой несем неверный посыл и сталкиваемся с непониманием.

Мастерству убеждения можно научиться на нашем курсе «Power of communications. Говорить так, чтобы вас слушали» от IN SCHOOL (by The Bell). Под руководством Стэнфордских профессоров Джей Ди Шрамма и Берта Альпера вы изучите основные инструменты эффективной коммуникации, подготовите убедительное выступление о своем бизнесе или проекте и на практике отточите полученные знания.

Курс пройдет 23, 25 и 30 марта. Прочитать подробную программу и зарегистрироваться можно здесь. Количество мест ограничено.

СДЕЛКА НЕДЕЛИ

Как продавец всего «по 30 рублей» дорос до IPO и оценки в $8,3 млрд

Сеть Fix Price, существующая уже 13 лет, благодаря своему IPO в Лондоне стала главной сенсацией российского розничного рынка. Сегодня компания объявила, что закрыла книгу заявок по верхней границе диапазона — инвесторы оценили компанию в $8,3 млрд. Это делает Fix Price вторым по капитализации российским офлайн-ритейлером — дороже «Магнита» и лишь немногим дешевле X5 Retail Group, а ее основателей Сергея Ломакина и Артема Хачатряна — долларовыми миллиардерами (состояние каждого из них Forbes теперь оценивает в $3,4 млрд). Рассказываем историю Fix Price и ее основателей, в которую вмещается вся история российского ритейла.

РАЗБОРКА

Кремль против Bloomberg

В прошлые выходные агентство Bloomberg включило Россию в топ-пять «горячих точек», где рост цен на продукты «вызывает особенное беспокойство» и может спровоцировать недовольство населения. Российские власти тут же бросились это опровергать, доказывая, что с ростом цен в России все не хуже, чем в остальном мире, а выводы агентства «спекулятивны» — об этом друг за другом заявили представители правительства и Кремля. Мы изучили аргументы обеих сторон и с помощью экономистов и социологов разрешили этот спор.

ПАРТНЕРЫ THE BELL

Что будет с IT-индустрией в 2021 году

2020 год, несмотря на пандемию, кризис и закрытые границы, стал чуть ли не лучшим годом в истории глобального IT-рынка. Apple выросла в цене почти на $1 трлн, Nvidia подорожала вдвое, а общая капитализация семерки крупнейших технокомпаний превысила $8 трлн. Но 2021 год может преподнести множество сюрпризов. С одной стороны, бигтех-компании вслед за всем рынком чутко реагируют на плохие новости, как это было в январе, когда оказалось, что темпы вакцинации от COVID-19 в мире будут медленнее, чем ожидалось. С другой — все крупнейшие IT-игроки отчитались о рекордных результатах по выручке и прибыли, а значит, дела их идут вполне успешно. Вместе с инвесткомпанией «Фридом Финанс» разобрались, что может ждать IT-индустрию в этом году, стоит ли еще в инвестировать в крупнейшие компании, и если да, то в кого и как.

BELL.CLUB

Секреты маркетинга «Кухни на районе», Aviasales и «Смешариков»

Совсем скоро Bell.Club возвращается в офлайн, первым нашим гостем станет Александр Волошин, а пока мы продолжаем осваивать Clubhouse. В мире сегодня нет бренда, который не мечтал бы завоевать внимание зумеров. Поколение Z, по прогнозу Bank of America, за десять лет нарастит свои доходы до 27% мирового ВВП ($33 трлн) и опередит по этому показателю миллениалов. Как бизнесу правильно выстраивать коммуникации с новыми потребителями и почему молодежь позитивно реагирует на провокационные методы маркетинга, мы обсудили на очередной онлайн-встрече Bell.Club в Clubhouse. Главным гостем был сооснователь сервиса «Кухня на районе» Кирилл Родин, а компанию ему составили глава Riki Group («Смешарики» и «Фиксики») Марк Завадский, автор самого бодрого корпоративного Twitter-аккаунта в России, SMM-редактор Aviasales Роман Бордунов, директор по маркетингу «Додо Пиццы» в Великобритании Михаил Чернышев, директор по маркетингу «Тануки» Станислав Колосков и маркетолог Павел Гуров. Самые интересные истории лучших на рынке практиков — читайте у нас на сайте.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

«Мы думали, что нашими клиентами будут только хипстеры»

Не так давно мы запустили цикл «Правила бизнеса», в котором состоявшиеся предприниматели делятся опытом с начинающими. В свежем выпуске «правил» — одна из трех соосновательниц BelkaCar. BelkaCar — пионер российского рынка каршеринга. Основательницы компании — Елена Мурадова, Екатерина Макарова и Лориана Сардар — познакомились на курсах MBA и в 2016 году запустили бизнес на $350 тысяч сбережений и заемные средства. Сегодня BelkaCar — третий после «Яндекс.Драйва» и «Делимобиля» игрок: аналитики Tinkoff Data по итогам 2020 года оценили долю сервиса в 11,5% рынка.